Олег Лундстрем и синкопы джазовой судьбы. Часть 4. Белые пятна тёмной истории

2 апреля 2018 исполнилось 102 года со дня рождения прославленного джазового бэндлидера Олега Лундстрема (1916-2005). Два года назад, к 100-летию со дня рождения, в Казани состоялась всероссийская научно-практическая конференция «Олег Лундстрем и традиции отечественного джаза». На конференции выступил, в частности, наш постоянный казанский автор Игорь Зисер с докладом «Шанхайский след в Казани: 1947–2009». На основе доклада, прослеживавшего судьбы членов «шанхайского» состава оркестра Олега Лундстрема, переехавшего из Китая в СССР в 1947 г., был написан большой исторический очерк о судьбах участников старейшего в мире джазового биг-бэнда (оркестр им. Олега Лундстрема существует с 1934 — и продолжает работать, сейчас под руководством народного артиста РФ Бориса Фрумкина). «Джаз.Ру» опубликовал этот очерк в 2016 г. в трёх обширных частях: см. часть перваячасть вторая, часть третья. Однако изучение истории прославленного оркестра и его лидера не останавливалось, и вот два года спустя Игорь Зисер представляет читателям «Джаз.Ру» четвёртую часть своего исследования.

Олег Лундстрем в Большом зале Московской консерватории, 1998 (фото © Павел Корбут)
Олег Лундстрем в Большом зале Московской консерватории, 1998 (фото © Павел Корбут)
Игорь Зисер
фото: архив автора
ИН

4.1. Отзвуки первой публикации

Со времени первой публикации, посвященной столетию Олега Лундстрема, много чего произошло: телекомпания НТВ сняла фильм «Жизнь в стиле джаз» (см. нашу публикацию от 21.11.2016 «Джазовое сообщество обсуждает новый документальный фильм НТВ об Олеге Лундстреме». — Ред.), по стране прошла волна памятных концертов (обещаний было больше, чем свершений), в Казани силами консерватории состоялся фестиваль и конференция «Лундстрем-фест 100» (см. наш репортаж «Lundstrem-Fest-100: фестиваль памяти Олега Лундстрема в Казани — история с картинками») и даже появилась улица имени Олега Лундстрема (см., опять-таки, наше сообщение от 01.09.2017). Дополнительные сведения о судьбах «шанхайцев» появились как отклик на публикацию первых трёх частей «Синкоп» на страницах «Джаз.Ру».

Георгий Баранович. Фотография из архива Виктора Деринга.
Георгий Баранович. Фотография из архива Виктора Деринга.

Вот что стало известно о трагическом конце жизни трубача Георгия (Жоры) Барановича по воспоминаниям музыканта из Ставрополя Виталия Игропуло, который откликнулся после первой публикации очерка на портале Джаз.Ру.

— В конце 50-х годов (скорее всего в 1959) я работал в оркестре кинотеатра «Октябрь». Кто-то из музыкантов сказал, что в городе появился отличный джазовый трубач, это был Георгий Баранович. В Ставрополь перебрался потому, что женился на ставропольчанке Л. Роевой — преподавательнице Ставропольского музучилища, закончившей Казанскую консерваторию (познакомились во время совместной учебы). Он играл в составе большого эстрадного оркестра кинотеатра «Родина». Некоторое время был руководителем оркестра, затем — трубачом. Настоящая джазовая манера исполнения, прекрасное звучание его трубы (особенно в среднем диапазоне; напоминал Гарри Джеймса) сильно отличались от игры других трубачей, пришедших на эстраду из духовых оркестров. Любители джаза, которых в Ставрополе было немало, специально приходили, чтобы его послушать. По рассказам музыкантов, поначалу в оркестре у него было всё хорошо. Затем в судьбу вмешалось известное пристрастие музыкантов к спиртному. Преодолеть это пристрастие Георгию не удалось. В начале 60-х ему пришлось уйти из оркестра. Зарабатывал на жизнь аранжировками (очень хорошими!). Его личная жизнь, к сожалению, полностью развалилась. Он вынужден был уйти из дома, ночевал где попало (в ресторанах, в кинотеатрах и т.п.). Последний раз я видел Георгия и разговаривал с ним после какого-то Нового года: 1 января 1963 или 64 года (точнее не помню). Видно было, что он давно не брился и еле-еле отходил после новогодней ночи. Через некоторое время ребята сказали, что Георгий ушёл от нас.

По слухам, которые ходили среди музыкантов Ставрополя, выпускник Казанской консерватории, близкий друг Виктора Деринга весельчак и жизнелюб Георгий Баранович покончил с собой.

Георгий Баранович (первый слева) на свадьбе Виктора Деринга (первый справа). Шанхай, 1946 год.
Георгий Баранович (первый слева) на свадьбе Виктора Деринга (первый справа). Шанхай, 1946 год.

Еще одна тема, которая возникла вслед за первой публикацией — пересечение судеб «шанхайцев» и ярких представителей творческой интеллигенции в период так называемой оттепели. Появление в 1957 году такого яркого пятна, как оркестр Лундстрема, на фоне отечественной музыкальной культуры не осталось незамеченным. Интересная история, связанная с сотрудничеством Олега Лундстрема и выдающегося деятеля русского театра Николая Акимова. Знаменитый режиссер ленинградского Театра Комедии, как и «шанхайцы» подвергшийся гонениям и даже увольнению из театра в конце 40-х годов, встретившись с Лундстремом в Москве, принял участие в оформлении первой программы оркестра в 1957 году.
ДАЛЕЕ: продолжение 4-й части исследования Игоря Зисера 

Николай Акимов
Николай Акимов

В творческой натуре Акимова было то, что его сближало с личностью Лундстрема, который ещё в Шанхае, готовясь к возвращению на Родину, получил диплом архитектора. Об этом в своей статье об Акимове еще в 1927 году писал ленинградский искусствовед Адриан Пиотровский:

В самом основном своём Акимов не художник, работающий на плоскости, а устроитель зрелищ, изобретатель театральных аттракционов, архитектор сценической площадки.

Про своё содружество с Акимовым и совместную борьбу с косным советским чиновничеством от культуры с большой теплотой вспоминал Олег Леонидович:

— Когда Николай Павлович Акимов (потрясающий художник и режиссёр) ставил нашу первую программу в Москве, он нашел оригинальное и яркое решение: декорации были эпохи… барокко. Он спешил в Ленинград в свой театр и уехал. Программу принимали без него и разгромили: почему королевские дворцы? Что за намёки? Мы с Акимовым пошли в министерство и заявили очень твердо: «Мы имеем право делать любые декорации, в том числе изящные, стилизованные, которые подчеркивают красоту звучания ансамбля». Акимов присовокупил: «Почему вы не верите художникам, а позволяете безграмотным чиновникам иметь наглость отменять то, что сделано с пониманием и вдохновением?!»

Л. Черникова. Запись беседы с Олегом Леонидовичем Лундстремом 19 июля 2000 года

Логотип оркестраВ результате оформление программы осталось только в виде проекта афиши, но логотип оркестра, который сделал Акимов, стал на многие годы его визитной карточкой.

Эскиз афиши
Эскиз афиши

 

4.2. Эволюция состава: уточнения

Среди причин, побудивших меня заняться историей «шанхайцев», пожалуй, самым первым толчком стало то, что в интервью Олега Леонидовича и опубликованных в конце 80-х и начале 90-х годов воспоминаниях было много бросавшихся в глаза неточностей, связанных с датировкой событий, фамилий музыкантов, игравших в различные годы в оркестре Лундстрема, а также в датировке и расшифровке фотоматериалов. В этом смысле довольно обстоятельная работа Гузели Максимовой-Тещиной, посвященная судьбе саксофониста Виктора Деринга, пестрит «литературными» вставками, что снижает её историческую ценность. Ещё один пример вторжения авторской фантазии в изложение событий — воспоминания музыканта Виталия Серебрякова, опубликованные в журнале «Казань». Приведу характерный отрывок:

Ранней весной 1957 года в один из редких свободных вечеров я был дома, читая, как сейчас помню, рассказ Чехова «Верочка». Вдруг — стук в дверь. Открываю и вижу на пороге представительного мужчину с толстым портфелем. «Скажите, — спросил он, — где-то здесь живет товарищ Лундстрем?» Я проводил его до комнаты Олега, которая находилась почти рядом. Незнакомец поблагодарил меня и исчез в указанной двери.

Незваным гостем Олега, как вскоре выяснилось, оказался известный администратор Москонцерта Михаил Ильич Цын, который приехал в Казань по своим личным делам. Много слыша в последнее время о невостребованном джаз-оркестре «шанхайцев», он решил познакомиться на всякий случай с его руководителем. А знакомство это сразу переросло в деловую встречу. Буквально в этот же вечер наметились планы скорейшего возрождения джазового коллектива в широком масштабе. Михаил Ильич решил попытаться сделать оркестр штатной единицей при московском гастроль-бюро.

В этом отрывке меня особенно умиляет подробность «как сейчас помню, читая рассказ Чехова «Верочка»…

На самом деле, как об этом свидетельствуют очевидцы событий тех лет — казанский журналист Евгений Макаров, коллекционер Николай Носов и другие источники — первая встреча и знакомство Михаила Цына и Олега Лундстрема произошла на полтора года раньше, в январе 1956. А уже с 1 ноября 1956 оркестр Олега Лундстрема числился штатным оркестром Росконцерта, и директором был назначен Михаил Цын.

Василий Аксёнов (шарж)Рождению легенд о «шанхайском» оркестре на фоне полного отсутствия в советской прессе достоверных сведений о музыкантах способствовали и такие откровенно «фантазийные» воспоминания писателя Василия Аксёнова, которыми он делится в интервью Игорю Сиду и Дмитрию Петрову (сейчас подобное называется «троллингом»):

Игорь Сид: Джаз всегда играл особую роль в вашей жизни.

Василий Аксенов: Ничего странного. В 1947-м из Шанхая в СССР репатриировался оркестр Олега Лундстрема. Приехали, дали два сенсационных концерта в «Метрополе». Но пошла кампания против космополитизма, и их р-раз — в смокингах и со всеми свингами — в Зеленодольск, чудовищный городишко под Казанью. Они там, бедняги, совсем зачахли…

Игорь Сид и Дмитрий Петров «Мифы, сокрушившие колосс»; интернет-журнал «Со-общение», 2003.

Аксёнов, который в 40-е провёл в Казани своё детство и юность, конечно, прекрасно знал историю появления «шанхайцев» в Казани. За время учебы в Казанском медицинском институте (1950-1953) и позже, во время визитов в родную Казань из Ленинграда, куда перёвелся на учебу, он часто общался с музыкантами во время посещений казанских ресторанов (и даже приобрел легендарное «апельсиновое пальто верблюжьей шерсти» у Иннокентия Горбунцова, — по другим сведениям, у Георгия Барановича, — в котором начал покорять Москву).

Была определенная несправедливость в том, что подавляющее большинство всех материалов, опубликованных ранее, были посвящены исключительно личности бессменного лидера и руководителя оркестра Олега Лундстрема. Заслуг Олега Леонидовича не следует преуменьшать, но главным героем всей этой истории все-таки был его оркестр: собрание высококлассных музыкантов шанхайского биг-бэнда, без которых он не стал бы тем, кого величают «патриархом российского джаза». И вот, уточняя состав оркестра, я тут же столкнулся с характерным фактом: ни в одном источнике не был приведен подлинный состав оркестра репатриантов из Шанхая, высадившихся в ноябре 1947 года в порте Находка. В книге Г. Максимовой-Тещиной приведен такой (наиболее близкий к истине) список, цитирую:

Среди репатриантов на борту были врачи, журналисты, служащие и в полном составе со всем реквизитом, с инструментами и униформой джазовый биг-бэнд Олега Лундстрема: Г. Баранович, И. Горбунцов, О. Осипов, А. Котяков (трубы), Г. Осколков, А. Миненков, А. Маевский, И. Бондарь, (тромбоны), В. Деринг, А. Онопюк, Вл. Серебряков, И. Лундстрем, Л. Главацкий, А. Голов (саксофоны), О. Козлов (гитара), Ю. Модин (фортепиано), К. Хазанкин (ударные), А. Гравис (контрабас), Олег Лундстрем и их семьи.

Ошибочно указан среди саксофонистов Александр Онопюк (по другим источникам Онапюк), который не играл в оркестре после 1938 года, и не включен в список трубач и «комиссар» железнодорожного перехода Находка-Казань, к тому же один из «отцов-основателей» оркестра — Виталий Серебряков.

Обложка дискаПеречисляя состав оркестрантов, участвующих в первых записях оркестра в СССР в 1950-е годы, в аннотации известного музыковеда-архивиста Глеба Скороходова к юбилейному компакт-диску допущены сразу несколько ошибок. Вот фрагмент его текста:

Джаз-оркестр под управлением Олега Лундсгрема становится коллективом Росконцерта. В его состав входили: Анатолий Голов, Владимир Серебряков — альт саксофоны, Игорь Лундстрем, Виктор Деринг — тенор саксофоны, Лев Главацкий — баритон саксофон, Олег Осипов, Виталий Серебряков, Георгий Баранович — трубы, Иннокентий Бондарь, Анатолий Миненков, Александр Маевский — тромбоны, Юрий Модин — рояль, Онуфрий Козлов — гитара, Александр Гравис — контрабас, Залман Хазанкин.

Аннотация к компакт диску «Мелодия» 2006 год, «С чего начинался Лундстрем»

Коллективом Росконцерта (точнее, Всероссийского гастрольно-концертного объединения) оркестр, как известно, стал осенью 1956 года. Согласно фото оркестра из архива Виктора Деринга, во время фестиваля молодежи и студентов летом 1957 года в составе труб не было Виталия Серебрякова, он перестал заниматься музыкой сразу после приезда в СССР. Также в оркестре 1957 года не было тромбонистов шанхайского состава Иннокентия Бондаря и Анатолия Миненкова, их заменили Николай Филиппов и Игорь Цуканов.

Воспользовавшись фото-архивом Виктора Деринга, у которого хранились фотографии оркестра разных лет с 1945 по 1958 годы с его собственноручной расшифровкой имен и фамилий музыкантов, автор составил таблицу состава оркестра Олега Лундстрема с 1936 по 1965 годы, приведенную ниже. С неё, собственно, и началось исследование судьбы этого легендарного коллектива.

TABLE

Открыть таблицу в текстовом виде (откроется в новом окне)

Источник по составу 1936 г.: Виталий Серебряков. «Полжизни в эмиграции (воспоминания о далёком прошлом)», Свердловск, 1989 г. Годы рождения и отчества музыкантов взяты из автобиографий, хранящихся в архиве Казанской государственной консерватории.

Есть ещё одна фотография из архива В. Деринга записи в радиокомитете ТАССР, датированная 1949 годом, вот состав музыкантов этого «малого» оркестра:

Оркестр О. Лундстрема: Саксофоны — В. Грекулов, В. Серебряков, А. Голов, И. Лундстрем, Тромбоны — Н. Филипов, А. Маевский; Трубы — Г. Баранович, А. Тещин, О.Осипов, Контрабас — А. Гравис, Ударные — З. Хазанкин. Казань, 1949 г.
Оркестр О. Лундстрема: Саксофоны — В. Грекулов, В. Серебряков, А. Голов, И. Лундстрем, Тромбоны — Н. Филипов, А. Маевский; Трубы — Г. Баранович, А. Тещин, О.Осипов, Контрабас — А. Гравис, Ударные — З. Хазанкин. Казань, 1949 г.

Здесь впервые упоминается казанский музыкант Всеволод Грекулов, заменивший в оркестре в конце 40-х — начале 50-х осуждённого Льва Главацкого. Основной его музыкальной специальностью была виолончель, он работал музыкантом симфонического оркестра Театра оперы и балета. А вот увлечением Грекулова стала джазовая музыка, в конце 40-х он освоил саксофон, а затем увлекся коллекционированием джазовых пластинок.

4.3. Прикосновение к репрессиям

Теперь о репрессиях, которые, по словам Олега Леонидовича, «оркестра не коснулись». Действительно, посадили только одного Льва Главацкого, потому что «болтал лишнего», не умел, как говорил Лундстрем, «держать язык за зубами». Но есть ещё два человека, которых репрессии точно коснулись. Это Игорь Лундстрем и Григорий Осколков, музыканты ресторанного оркестра, в котором играл Главацкий. Участие в следственных действиях, дача показаний против своего товарища, очные ставки… Для любого человека — это большое потрясение, а для тонко чувствующих музыкантов — тем более.

Но главная «репрессия» — это запрет на профессию, который пережили все музыканты, ведь фактически джаз в СССР на долгие восемь лет был фактически запрещен. Это самым прямым образом сказалось и на судьбе всего оркестра, и на личной судьбе всех музыкантов в отдельности. Годы запрета на джаз в СССР совпали с годами интенсивного развития джаза в Америке и во всём мире, появилось поколение музыкантов, игравших джаз по-новому. Вернувшись на большую сцену в 1956 г., музыканты лундстремовского оркестра оставались (в лучшем случае) на том уровне танцевального свингового бэнда, каким они были в 1947 г. За это время в оркестровом джазе произошли большие изменения, появились оркестры, звучавшие по-новому, вслед за Стэном Кентоном — оркестры Вуди Германа, Диззи Гиллеспи, Гила Эванса. А первое десятилетие своего «возрождения» оркестр Олега Лундстрема назывался эстрадным, и джаз в его репертуаре занимал далеко не первое место…

Чтобы понять место «шанхайцев» в отечественной джазовой «иерархии» конца 50-х в представлении молодого джазового поколения тех лет ( я к нему тоже относился), достаточно сравнить записи оркестра Олега Лундстрема тех лет и записи ленинградского оркестра 1959 года под руководством Иосифа Вайнштейна.

Обложка и яблоко диска оркестра Иосифа Вайнштейна
Обложка и яблоко диска оркестра Иосифа Вайнштейна

СЛУШАЕМ: Оркестр Иосифа Вайнштейна «Атласная кукла», солисты Константин Носов (труба), Геннадий Гольштейн (альт-саксофон)

Отсюда следует вывод: оркестр требовал обновления, и с этого времени начинается неумолимая замена «старичков» шанхайского призыва талантливой «молодой порослью», что и видно из динамики состава, приведенной в таблице выше.

Ещё одно следствие прикосновения репрессивного механизма советской государственной машины — пятно неблагонадёжности, лежавшее на всех шанхайцах, а на некоторых — в особенности. Это ярко проявилось в «пробивании» руководством оркестра московской прописки в 1963 году. В ней было отказано Льву Главацкому, хотя и реабилитированному, но только не для проживания в столице, а также не прошедшим по анкетным данным тромбонисту Александру Маевскому и трубачу Иннокентию Горбунцову. По неизвестной причине, скорее всего также — немузыкальным, из оркестра также «ушли» Владимира Серебрякова. Вся перечисленная четвёрка, если бы не рука спецслужб, вполне могла рассчитывать на переезд в Москву, так как для оркестра было выделено 10 мест прописки. Напомню, что согласно приказу по Всероссийскому гастрольно-концертному объединению от 15 августа 1963 г, прописку в Москве как оркестранты получили молодой пианист Николай Капустин, певец Ара Арсенян и комическая пара танцоров «Хворостов — Межиров».

Наиболее сильное впечатление на меня при подготовке публикации оказали документы уголовного дела Льва Главацкого, доступ к которым помог получить Ровель Кашапов, ветеран Федеральной службы безопасности, а ныне директор музея этой суровой службы. И при этом — любитель и энтузиаст джаза. В 2001 году именно он на концерте фестиваля «Джазовый перекресток» вручил копию учетной карточки МВД ТАССР Олегу Леонидовичу.

Олег Лундстрем, Алексей Баташёв, Ровель Кашапов. Казань, Большой концертный зал, 2001 год ( из архива автора)
Олег Лундстрем, Алексей Баташёв, Ровель Кашапов. Казань, Большой концертный зал, 2001 год ( из архива автора)

Далее — только документальные свидетельства из дела Льва Главацкого, которые не требуют комментариев. Расположенные в хронологическом порядке, они подтверждают следующее:
— о готовящемся аресте Льва Главацкого за месяц до этого знал близкий круг Олега Лундстрема: это братья Олег и Игорь Лундстремы, Алексей Котяков, Григорий Осколков и Александр Гравис;
— запущенная в среду музыкантов после ареста и суда над Львом Главацким история о пожаре на фабрике «Спартак» и комментария Главацкого, послуживших причиной «посадки» несчастного музыканта, — это «информационное прикрытие» действительных причин ареста Главацкого и роли Игоря Лундстрема и Григория Осколкова в этом деле.

4.4. Выдержки из Дела № 25207

29 июня 1949 года

Из Протокола допроса свидетеля (л.79-л.90 дела№ 25207)
Допрос начат 29 июня 1949 года в 14 час. 10 мин., закончен 15 час.
свидетель Спектор Исай Александрович, 1905 года рождения
Адрес г. Зеленодольск, Дворец культуры им. Серго
Профессия: музыкант

[…]

Вопрос: Вам были предъявлены три фотографии, на одной из которых вы опознали личность известного Вам Главацкого Льва. Давно ли Вы знаете Главацкого и в каких взаимоотношением с ним находились?

Ответ: Главацкого Льва я знаю примерно с 1942 года по совместному пребыванию в Шанхае, где я встречался с Главацким как с музыкантом. В 1943 году я работал вместе с Главацким в танцевальном зале «Вингон»…

Вопрос: Охарактеризуйте политическое лицо Главацкого.

Ответ: Среди своего окружения в Шанхае Главацкий был известен своими антисоветскими убеждениями. Так музыкант Бомаш мне говорил, что Главацкий как-то заявил ему следующее: «В Россию я поеду тогда, когда там не останется всякой (нецензурное) вроде евреев.».. Сам лично я с Главацким не беседовал.

[…]

4 июля 1949 года

Из Протокола допроса свидетеля (л.81 — л.83 дела № 25207)
Допрос начат 4 июля 1949 года в 13 час 00 мин, окончен 14 час.30 мин.
Свидетель Осколков Григорий Михайлович, 1921 г. р., г. Харбин
Адрес — г. Казань. Баумана, 40 ***
Род занятий- Музыкант оркестра «Татарстан» и студент консерватории

[…]

Вопрос: Как Вы можете охарактеризовать Главацкого с политической стороны?

Ответ: […] Повседневно я начал сталкиваться с Главацким уже по приезде в г. Казань по совместной работе в оркестре ресторана «Татарстан». За этот период я могу его охарактеризовать, как человека резко антисоветски настроенного. Это я могу подтвердить следующими фактами. Главацкий повседневно высказывал недовольство существующими в СССР порядками и любое жизненное явление оценивал с антисоветских позиций. Например, Главацкий говорит, что все передачи по радио не соответствуют действительности, что по радио говорят одно, говорят о хорошей жизни трудящихся в СССР, а на самом деле в жизни происходит другое. Например, в одной из передач говорилось, как советское правительство и партия заботится о детях. Главацкий по этому поводу говорил, что на самом деле детям никакого внимания не уделяется, никакой заботы о них нет. Указывая на своего сына, который разбил руку и якобы не получил помощи от врача, Главацкий делал обобщение, что обо всех детях нет заботы. Главацкий очень часто говорил, что что в ССР коммунисты стоят у власти, не дают хода беспартийным […]

Примерно в декабре 1948 года Главацкий в беседе со мной рассказал, что работая по совместительству на фабрике «Спартак», воочию убедился в том, что положение рабочих в Советском Союзе крайне тяжелое, они буквально закабалены, не могут уйти с работы, хотя получают очень низкую зарплату и живут в ужасных материальных условиях, потому, якобы, среди рабочих есть случаи самоубийства […]

6 июля 1949 года

Из Протокола допроса свидетеля (л.84 — л.86 дела № 25207)
Допрос начат 6 июля 1949 года в 10 час 00 мин, окончен 11 час.15 мин.
Свидетель Лундстрем Игорь Леонидович, 1917 г.р., г. Чита
Адрес — г. Казань. Баумана, 9/10 ***
Род занятий: музыкант оркестра «Татарстан»

[…]

Вопрос: Как Вы можете охарактеризовать социальное и политическое лицо Главацкого?

Ответ: […] С политической точки зрения Главацкого Льва Владимировича могу охарактеризовать, как человека чуждого по духу к советской идеологии, т.к. Главацкий среди своего окружения высказывает антисоветские измышления, недовольство существующими в Советском Союзе порядками, неверие в победе коммунизма […] Главацкий на всё советское смотрит иронически, малейшие недостатки им осуждаются с точки зрения антисоветских позиций […]

Он говорил, что в Советском Союзе без взяток ничего нельзя сделать, кругом жулики, взяточники, все держится на взятках. О том, что шумят о скором переходе в коммунизм, говорит Главацкий, это миф, может быть, построят его лет через 200.

19 августа 1949 года

Ордер на арест Льва Главацкого
Ордер на арест Льва Главацкого

20 августа 1949 года
МГБ Татарской АССР
Внутренняя тюрьма

Анкета арестованного

1. Фамилия, имя и отчество ________ Главацкий Лев Владимирович

2. Год и место рождения ___________1917 г. Г. Хельсинки

3. Место жительства до ареста ________г.Казань, ул.Зеленая, 15-1

4. Профессия и специальность________Музыкант

5. Последнее место работы__________г.Казань, Ресторан «Татастан», музыкант

6. Национальность ________________русский

7. Гражданство____________________СССР

8. Партийность ___________________б/п

9. Образование_____________________среднее

10. Социальное и политическое прошлое_________ Из служащих

11. Судимость______________ Под судом и следствием не был

12. Участие в Отечественной войне______ Не принимал

13. Был ли на оккупированной территории противником ___не был

14. Состав семьи
Степень родства. Фамилия, имя, отчество, год и место рождения. Место жительства
Отец __Главацкий Владимир Никанорович 1886 г.р. __не знает
Мать __умерла
Жена __Главацкая Валентина Михайловна___г.Казань, Зеленая 15 *
Дети__Главацкая Елена, 1935 г.р., Главацкий Андрей, 1945 г.р.
Братья, Сестры_Шумилина Татьяна Владимировна, 1920 г.р. Саратов, Нижняя, 115-*

15. Словесный портрет (нужное подчеркнуть)

1. Рост: средний. 2. Фигура: тонкая. 3. Плечи: опущенные. 4. Шея: длинная.5. Цвет волос: русые. 6. Цвет глаз: голубые. 7.Лицо: овальное. 8. Лоб: высокий. 9. Брови: прямые. 10. Нос: большой. 11. Рот: малый. 12. Губы: толстые. 13. Подбородок: прямой. 14. Уши: Малые.

16. Особые приметы ____________не имеет.

17. Прочие особенности и привычки______________

18. Когда арестован____________20 августа 1949 г. Ордер № 356

19. Основание ареста__________Постановление отдела МГБ ТАССР

20. За кем зачислен____________ За следственным отделом

Из протоколов допросов (л.29-л.99 дела № 25207, всего более 20 допросов и очных ставок) с 21 августа по 16 ноября 1949 года

19 сентября 1949 года

Протокол допроса обвиняемого Главацкого Льва Владимировича от 19 сентября 1949 года

Допрос начат в 13 ч. 20 м.

Вопрос: На допросе 16 сентября 1949 года Вы назвали Маевского и Накамуру. Кто они такие?

Ответ: Маевский Александр Константинович 1916 года рождения, уроженец города Умани, русский, эмигрант. Знаю его с 1930 года по совместному проживанию в городе Харбине и Шанхае. Он является музыкантом, играл вместе со мной в разных кабаре, ресторанах, дансингах […] […]

16 ноября 1949 года

Протокол допроса обвиняемого Главацкого Льва Владимировича от 16 ноября 1949 года

Допрос начат в 12 ч. 25 м.

Вопрос: По чьему заданию Вы прибыли в Советский Союз?

Ответ: В Советский Союз я прибыл не по чьему заданию, а по личному желанию, чтобы здесь жить и работать.

[…]

19 ноября 1949 года

(орфография оригинала сохранена)

Обвинительное заключение
ГЛАВАЦКОГО Льва Владимировича по ст.ст. 58-4, 58-104.1 и 58-11 УК РСФСР.

«УТВЕРЖДАЮ»
Министр госбезопасности ТАССР

20 августа 1949 года министерством государственной безопасности Татарской АССР был арестован ГЛАВАЦКИЙ Лев Владимирович.

Следствием установлено:

ГЛАВАЦКИЙ с 1918 по 1947 год находился в эмиграции в Китае и состоял в антисоветских организациях, боровшихся за свержение существующего в ССОР советского строя. / л.д. 19,22,55-57 /.

Проживая в городе Харбине, в 1933 году ГЛАВАЦКИЙ вступил в белоэмигрантскую молодежную монархическую организацию «Союз легитимистов», ставившую своей задачей борьбу против советской власти и восстановление монархии в СССР. / л.д. 19,22,58,61 /.

В 1935 году в городе Харбине ГЛАВАЦКИЙ вступил в белоэмигрантскую организацию т.н. «фашистский союз», позднее переименованную во «Всероссийскую фашистскую партию», ставившую своей задачей, установление в ССCP фашистского строя. / л.д. 17,19,22,58,66-69,101-103 /.

В 1936 году также в гор. Харбине ГЛАВАЦКИЙ вступил в организацию «Российских эмигрантов», ставившей задачу борьбы с советской властью. / л.д. 18, 65-57,92 /.

В 1945 году в Шанхае ГЛАВАЦКИЙ поступил на службу в японский охранный отряд, предназначенный для борьбы с китайскими партизанами. / л.д. 16, 22, 29 /.

В 1947 году, прибыв в Советский Союз и проживая в городе Казани, ГЛАВАЦКИЙ в период 1948-1949 г.г. среди своего окружения систематически проводил антисоветскую агитацию, в которой возводил клевету на политику советской власти, условия жизни трудящихся-в СССР и восхвалял жизнь за границей. / л.д.73-78,79-80,81-82,84-85,94-96 И 97-90 /.

Кроме того, в совершении преступлений он изобличается показаниями свидетелей ОСКОЛКОВА Г.М. /л.д. 81-83/, ЛУНДСТРЕМА И.Л. /л.д.84-86/, СПЕКТОР Н.А. /л.д. 87-90/, АКСЕНОВА А.А. /л.д.91-93/, очными ставками со свидетелями ОСКОЛКОВЫМ Г.М. /л.д.94-96/, ЛУНДСТРЕМОМ И.Л ./л.д .97-99/а также трофейными документами /л.д.101-103/.

На основании изложенного обвиняется

ГЛАВАЦКИЙ Лев Владимирович, 1917 года рождения, уроженец города Хельсинки, русский, гр-н СССР с 1946 года, беспартийный, образование среднее, по профессии музыкант,

в том,что находясь в эмиграции являлся участником белогвардейских, монархических организации «Союза легитимистов», «Всероссийской фашистской партии» и «Русских эмигрантов», ставивших своей задачей борьбу против существующего в ССОР советского строя; возвратившись в СССР, проводил антисоветскую, клеветническую агитацию, т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 58-4, 58-104.1 и 58-11 УК РСФСР.

В соответствии с требованиями ст. 208 УПК РСФСР следственное дело № 25207 по обвинению ГЛАВАЦКОГО Льва Владимировича направить прокурору Татарской АССР для предания суду.

Обвинительное заключение составлено «19»ноября 1949 в городе Казани.

НАЧАЛЬНИК 1 ОТДЕЛЕНИЯ ОТДЕЛА МГБ ТАТ.АССР м а й о р / АПЫШЕВ /
«С О Г Л А С Е Н»
НАЧАЛЬНИК СЛЕДСТВЕННОГО ОТДЕЛА МГБ ТАТ.АССР п о л к о в н и к /МЕЩЕРЯКОВ/

СПРАВКА: 1.Обвиняемый ГЛАВАЦКИЙ Л.В. арестован 20 августа 1949 года и содержится во внутренней тюрьме МГБ .Татарской АССР.
2. По делу вещественных доказательств нет.
3. Личные документы ГЛАВАЦКОГО приобщены к делу в отдельном пакете.

16 декабря 1949 года

Дело №177. Приговор (орфография оригинала сохранена)

Именем Союза Советских Социалистических Республик

1949 декабря 16 дня, военный трибунал войск МВД Приволжского округа в составе: председательствующего полковника СКУМИНА, народных заседателей майора ГОЛУБЕВА и капитана МЕЛЬНИКОВА, без участия обвинения и защиты, в городе Казани, в помещении Военного трибунала в закрытом судебном заседании рассмотрев дело по обвинению:

ГЛАВАЦКОГО Льва Владимировича, 1917 года рождения, уроженца города Хельсинки, из служащих, русского, беспартийного, среднего образования, женатого, гражданина СССР, по профессии музыканта, ранее не судимого, — в преступлениях, предусмотренных ст.ст.. 58-4, 58-10 ч.1 и 58—11 УК РСФСР,

У С Т А Н О В И Л:

Подсудимый ГЛАВАЦКИЙ, проживая в эмиграции в Китае, состоял в антисоветских организациях, боровшихся за свержение существующего в СССР советского строя.

[…]

Кроме того ГЛАВАЦКИЙ , прибыв в 1947 году в Советский Союз и проживая в городе Казани, среди граждан в течение 1948-1949 г.г. систематически проводил антисоветскую агитацию, в которой клеветал на советскую действительность, на материальное благосостояние трудящихся в СССР , одновременно восхвалял условия жизни и порядки в капиталистических странах.

Военный Трибунал находит виновность ГЛАВАЦКОГО по ст.ст. 58-4, 58-10 ч. 1 и58-11 УК РСФСР доказанной. А потому, руководствуясь ст.ст.310 и 320 ЛТК,

П Р И Г О В О Р И Л:

ГЛАВАЦКОГО Льва Владимировича на основании ст. 58-4 УК , лишить свободы в ИТЛ сроком на десять /10/ лет с поражением в правах по п.п. а, б, и в ст.31 УК на пять лет, с конфискацией всего имущества , и по ст.58-10 ч.1 УК лишить свободы в ИТЛ сроком на восемь /8/ лет с поражением в правах по п. а,б,в с.31 УК на три года.

По совокупности в силу ст.49 УК, окончательную меру наказания к отбытию ГЛАВАЦКОМУ определить по ст. 58-4 УК десять лет лишения свободы в ИТЛ с поражением в правах по п.п. а,б,в ст.31 УК на пять лет с конфискацией всего имущества.

Срок наказания ГЛАВАЦКОМУ исчислять с 20 августа 1949 года.

Приговор может быть обжаловав в кассационном порядке в Военную Коллегию Верховного суда Союза ССР в течение 72-х часов с момента вручения копии приговора осужденному.

Копия верна: Председательствующий СКУМИН

5 ноября 1955 года

Письмо отца Л. В. Главацкого Н.С. Хрущёву (орфография оригинала сохранена)

Центральный Комитет Коммунистической Партии Советского Союза, тов. ХРУЩОВУ Никите Сергеевичу.

От гр. СССР Главацкого Владимира Никаноровича, работающего в Сафакулевском совхозе Сафакулевского района, Курганской области

ЗАЯВЛЕНИЕ

Глубокоуважаемый Никита Сергеевич!

Простоте меня зa смелость обратиться к Вам с нижеследующей просьбой. Я знаю, что Ваше время черезчур занято мировыми и внутрисоюзными делами, но прочитав моё письмо Вы поймёте, что мной руководила моя любовь к сыну и слава о Вас, как о человеке не оставляющем без внимания просьбы обращающихся к нему людей.

Вернувшись в Июле 1954 г. на Родину из Китая, на освоение целинных земель, я узнал, что мой сын ГЛАВАЦКИЙ Лев Владимирович находится в Исправительном лагере в гор. Караганде. Меня это известие поразило и убило.

Я знаю своего сына хорошо. Я знаю, что он никогда в Китае не состоял в партиях, работавших против Советского Союза и что он, вообще политикой никогда не занимался.

Если ему было предъявлено обвинение в том, что в бытность в Китае он состоял членом в «Бюро Российских Эмигрантов» то это несправедливо, т.к. в нём. т.е. в «Бюро Российских Эмигрантов» должны были состоять все эмигранты, т.к. состоя в нём членом, мы получали продовольственные карточки и имели право существовать и работать.

«БРЭМ» образовался с приходом японцев в Маньчжурию в 1932 году.

Если же он был арестован и судим, за рассуждения, за сравнения жизни в Китае и Союзе, то он говорил не сознавая того, что если в настоящее время приходится переживать трудности, то это происходит только благодаря нам, гражданам Союза, которые никак не могут понять, что чем лучше и честнее мы будем работать, тем скорее будем жить хорошо, на зависть нашим недругам .

Если, действительно, мой сын был судим за эти рассуждения, то я согласен, что он должен был понести наказание во время которого он мог бы получить разъяснения теперешнего затруднительного периода жизни на Родине. По его письмам, я узнаю в нём моего сына, которого не видел 15-16 лет. Он всегда был честным и трудолюбивым, таким он остался и в настоящее время в чем Вы можете навести справки по месту его нахождения.

При аресте сына у него были конфискованы музыкальные инструменты, которые являются для него тем, чем пила и топор являются для плотника, т.е. средством к существованию, т.к. он зарабатывал кусок хлеба музыкой — он музыкант профессионал вот уже чуть-ли не 25 лет.

Я уже старик, мне 67 лет; ехал я на Дорогую мне Родину с надеждой, по мере моих сил и умения, честно поработать на пользу Государству и встретиться с моими детьми и внуками, которым посчастливилось попасть на Родину родителей раньше чем самим родителям.

Обращаюсь с глубокой просьбой к Вам, Глубокоуважаемый Никита Сергеевич — дать распоряжение справедливо пересмотреть дело моего сына и если по отношению к нему, решение суда было несправедливо, то возможно скорее освободить его и вернуть ему конфискованные инструменты, работая на которых, он снова мог бы зарабатывать средства для своей семьи, т.к. приобрести вновь инструменты ему не на что.

Верно, находясь в Лагере с Декабря 1949 г., он освоил работу каменьшика на которой вырабатывает до 210% за что занесен на Доску почёта, но здоровье его не настолько хорошее, чтобы эта работа сделалась его постоянною работой.

Очень прошу Глубокоуважаемый Никита Сергеевич, исполнить просьбу отца-старика и дать возможность поскорее свидеться с любимым сыном и дать возможность последние годы моей жизни провести с ним и его семьёй.

15 лет я живу одиноким, всё время надеясь на совместную жизнь с сыном, должен добавить, что в настоящее время сыну сокращён срок наказания на 1/3, т. е. он будет освобожден 20-го Июня будущего года, но кроме этого, каждый месяц он вырабатывает до 50 льготных дней. Меня очень интересует, будут-ли эти выработанные льготные дни влиять на скорейшее его освобождение, т.е. что он будет освобожден не 20-го Июня, а раньше?

Я ручаюсь за моего сына и вполне убеждён, что впредь мой сын ни под каким судебным следствием состоять не будет.

Остаюсь глубоко уважающий Вас за Вашу Государственную работу и за отзывчивость к нуждам всех людей.

Главацкий В.Н.

20 августа 1949 г.

(орфография оригинала сохранена)

О П И С Ь
ИМУЩЕСТВА, НА КОТОРОЕ НАЛОЖЕН АРЕСТ

На основании ордера Министерства Государственной Безопасности ТАССР за №365 от 19.08.1949 года, мы сотрудники МГБ ТАССР капитан СМИРНОВ, майор ТАРАСУТИЙ, ст. лейтенант КАМАЛИКА и лейтенант КОЛУНОВ в присутствии арестованного ГЛАВАЦКОГО Льва Владимировича, его жены ГЛАВАЦКОЙ Валентины Ивановны и гр-на ВОЛКОВА Степана Петровича произвели опись имущества принадлежащего арестованному ГЛАВАЦКОМУ Льву Владимировичу, находящегося по адресу : гор. Казань, ул. Зеленая, дом №15 кв.2

№№ пп; Наименование и подробное описание вещей и предметов; Колич. вещей или предмет. в шт., весом, в м.; Качественное состояние вещей или предметов (исп. и испр. означает «исправный». — Ред.)

1. Саксофон Альт, один, исп. старый

2. Кларнет, один, исп. старый

3. Флейта деревянная, одна, испр. старая

4. Флейта металлическая, одна, новая

Опись составлена в трех экз.
Опись имущества производили сотрудники МГБ ТАССР — подпись
При производстве описи присутствовали и правильн. составлен. описи подтверждает
Владелец имущества — ГЛАВАЦКИЙ

Описанное имущество оставлено по указанному выше адресу, находится у жены арестованного ГЛАВАЦКОЙ Валентины Ивановны.

Перечисленное в описи имущество на хранение приняла и об ответственности за его целость и сохранность по ст. 116 УК РСФСР предупреждена и копия описи получила В.И. ГЛАВАЦКАЯ, паспорт № З-2450, выданный 15.1.1949 года Зам. отд. милиции гор. Казани.
20.08.1949 года

ВЕРНО: Секретарь ВТ в/МВД ПРИВО
СТАРШИНА а/с — /МАХМУТОВ/

26 июля 1950 гОДА

Военный прокурор Войск Министерства Внутренних дел ТАССР

26 июля 1950 г. На в/823 от 15/06/ 1950 г.
№122
Председателю Военного Трибунала В/МВД ПРИВО
Полковнику юстиции товарищу СОКОЛОВУ
Гор. Куйбышев

На мой запрос Прокурор Свердловского района города Казани 25 июля 1950 года сообщил, что Райфинотделом конфискованное имущество у осужденного ГЛАВАЦКОГО Л.В. реализовано 7-го июля 1950 года на сумму 340 рублей.

Военный Прокурор В/МВД ТАССР
Полковник юстиции /СЕЛИВЕРСТОВ/

23 марта 1956 года

(орфография оригинала сохранена)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Военный Трибунал Приволжского Военного Округа
в составе председательствующего полковника юстиции ПОЛИКАРПОВА и подполковника юстиции КОНДРАТЬЕВА
рассмотрев в заседании от 23 марта 1956 г. Протест надзора военного прокурора Приволжского военного округа на приговор военного трибунала войск МВД Приволжского округа от 16 декабря 1949 года, которым ГЛАВАЦКИЙ Лев Владимирович осужден […] к лишению свободы в ИТЛ сроком на 10 лет, с поражением в правах на 5 лет и конфискацией всего имущества.

[…]

УСТАНОВИЛ

[…]

Указанный приговор подлежит отмене по следующим основаниям.

Участие Главацкого в белоэмигрантских организациях и служба в японском охранном отряде, в период проживания его в Китае, материалами дела доказано. Однако эти действия не могут быть вменены ему в вину как государственное преступление и квалифицированы по ст. ст. 58-4 и 68-11 УК РСФСР т.к. в то время Главацкий не являлся гражданином СССР, не проживал в Советском Союзе, никаких руководящих должностей в этих организациях не занимал, первый раз вступил в монархическую организацию в 1933 году, будучи 16-летним юношей. В 1934 году Главацкий, проживая в Харбине заполнил бланк-прошение о вступлении во всероссийскую фашистскую партию с той целью, чтобы получить возможность работать в оркестре музыкантом.

Состоя членом организации «Бюро русских эмигрантов» с 1936 по 1940 год, Главацкий никаких поручений не выполнял, а лишь уплачивал членские взносы (л.д.112)

В японский охранный отряд Главацкий вступил из-за тяжелого своего материального положений, где проходил только, обучение до расформирования отряда.

В 1946 году приняв гражданство СССР, Главацкий добровольно выехал в Советский Союз и проживая в г. Казани с семьей, занимался общественно-полезным трудом.

Обвинение в проведении антисоветской агитации Главацким, материалами дела не доказано.

В судебном заседании Главацкий виновным себя в проведений, антисоветской агитации не признал. Он заявил, что среди своих сослуживцев высказывался о недостатках имевшихся в г. Казани.

Допрошенные в суде свидетели Осколков и Лундстрем дали показания о высказывании Главацким недовольства жизненными условиями в Советском Союзе.

Все эти высказывания являются обывательскими разговорами и не содержат в себе признаков, подпадающих под ст. 58-l0 УК РСФСР.

В соответствии с изложенным выше в протесте ставится вопрос об отмене в отношении ГЛАВАЦКОГО приговора и прекращении в отношении его дела.

Изучив материалы дела и находя протест прокурора обоснованным, военный трибунал округа

О П Р Е Д Е Л И Л

Приговор военного трибунала войск МВД Приволжского военного округа от 16 декабря 1949 года-в отношении ГЛАВАЦНОГО Льва Владимировича отменить и дело о нем за отсутствием состава преступления, на основании ст.4 п.5 УПК РСФСР производством прекратить.

Подлинно за надлежащими подписями.

Верно: ЧЛЕН ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА ПРИВО

Полковник юстиции /ПОЛИКАРПОВ/

Справка:

1. Главацкий Л.В. находится по адресу: г.Караганда 6, п/я, 419-1-3-0 (отбывает срок наказания)

2. Республиканская комиссия TAСCP от 5 марта 1955 г. в пересмотре дела Главацкого отказала.

2 апреля 1956 года

РАСПИСКА

Я, Главацкий Лев Владимирович, 1917 г.р., с определением Военного Трибунала Приволжского Военного округа от 23 марта 1956 года по моему делу, которым приговор Военного Трибунала В/МВД Приволжского округа от 16.12.1949 г. отменен и дело прекращено, ознакомился «____» ___________195__ года.

При этом мне разъяснено, что по вопросу о возврате конфискованного имущества или его стоимости надлежит обратиться в Свердловский районный отдел гор. Казани Татарской АССР, куда Военным Трибуналом даны соответствующие указания.

Подпись _Главацкий______

Подпись лица, ознакомившего

с определением __подпись________




Олег Лундстрем и синкопы джазовой судьбы. Часть 4. Белые пятна тёмной истории: 1 комментарий

  1. Хочу поблагодарить за помощь в добывании материала о сотрудничестве Олега Лундстрема и Николая Акимова нашего уважаемого Владимира Борисовича Фейертага. Фото эскиза афиши было переснято по моей просьбе в архиве театральной библиотеки С-Петербурга.
    Игорь Зисер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *