Джаз в кино. Польский фильм 1960 г. «Поиски прошлого» с музыкой джазового пианиста Анджея Курылевича

0
Поиски прошлого
Александр Эйдельман
AE

Весной 2018 года известному польскому кинорежиссёру Ежи Пассендорферу (Jerzy Passendorfer) исполнилось бы 95 лет (8 апреля), а в конце февраля отмечалось 15 лет со дня кончины мастера. Чем нам запомнился этот кинорежиссёр? Почему мы выделяем его среди других мэтров польского кинематографа, в том числе режиссёров с мировой известностью, как Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, Ежи Кавалерович?

Постер к фильму (1960)
Постер к фильму (1960)

Всё дело в фильме Пассендорфера «Возвращение» («Powrót»), снятом в 1960 г. В СССР фильм вышел в прокат в 1962 г. под названием «Поиски прошлого». Картина снята по сценарию Романа Братны и в свое время произвела огромное впечатление на зрителей своей философской и психологической глубиной, великолепными режиссурой и операторской работой, тонкой игрой актеров. Фильм сделан в лучших традициях неореализма, лаконичен, лишен дешёвых внешних эффектов, побуждает зрителя к раздумьям и переживаниям. В роли главного героя — звезда польского кинематографа Анджей Лапиньский.

Jerzy Passendorfer
Jerzy Passendorfer

Особое место в фильме занимает музыка, которую написал джазовый пианист Анджей Курылевич (Andrzej Kurylewicz). Органично вплетенная в канву повествования, она играет огромную роль в усилении психологических коллизий, в нюансировке мизансцен, в создании объёмного зрительного образа.

Andrzej Kurylewicz (фото 1990-х гг.)
Andrzej Kurylewicz (фото 1990-х гг.)

Этот фильм в 1960-е имел культовый статус: он — одна из тогдашних примет времени. Его посмотрели, наверное, все «приличные люди», среди которых было много джазменов. Это естественно, так как советский кинопрокат того времени не особо баловал джазовой музыкой. Фильмы, которые стали вехами в джазовом самообразовании музыкантов, можно пересчитать по пальцам. К ним относятся и «Поиски прошлого». Один мой знакомый однажды пришел в клуб «Красная заря» с огромным магнитофоном «Днепр 3». Разместившись на первом ряду, он записывал музыку Анджея Курылевича с микрофона…
ВИДЕО: вступительные титры и первая сцена фильма «Поиски прошлого» — увертюра Анджея Курылевича
httpv://www.youtube.com/watch?v=QWGtRFSdcco

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о фильме и авторе музыки 

Коротко о сюжете, так как на нём завязаны и психологическая драма героев, и музыка. Главный герой — все зовут его Седым — приезжает из Франции в послевоенную Польшу и ищет следы своего прошлого, но не находит их ни в чём. Ни в изменившемся городе, ни в своих старых знакомых, ни в женщине, которую он любил. От прошлого все отмахиваются, как от чего-то надоевшего, мешающего жить. Он, участник варшавского восстания 1944 г., полон воспоминаниями о своих боевых товарищах, обо всём, что связано с военным прошлым, но эти воспоминания никого не волнуют, у всех свои мелкие и мелочные дела. Седой въезжает в Варшаву на шикарном «ситроене» с желанием узнать новую Польшу и, возможно, остаться. Его знакомые считают, что он обеспеченный буржуа, бизнесмен. Только в конце фильма становится ясно, что Седой всего лишь наёмный водитель шикарного автомобиля, обслуживающий своего босса. Узнав, увидев новую жизнь в социалистической Польше, испытав разочарование, Седой меняет свое решение и на том же «ситроене» возвращается во Францию. Не остался! Отказался! В последних кадрах он с горечью произносит:

— Здесь нет ничего моего. Меня здесь нет.

В таком сюжете, в таком финале советские идеологические чиновники усмотрели вызов системе и отреагировали, присвоив фильму третью прокатную категорию и пустив фильм «вторым экраном».

Фильм шел в малюсеньких кинотеатриках и клубах («Спартак», «Радуга», «Сокол», «Звезда», «Стрела», клуб «Красная Звезда» и др.). Но, с другой стороны, фильму всё-таки дали дорогу. Какие-то другие чиновники ведь купили его, распорядились сделать дубляж фильма. Спасибо этим стражам идеологического однообразия и порядка за сознательную или несознательную ошибку в выпуске картины в прокат. Спасибо актёрам за прекрасное озвучивание фильма. Голос Вячеслава Тихонова, характерные только для него интонации и паузы сделали фильм ещё тоньше, ещё острее, ещё проблемнее. Седой не только заговорил по-русски, он просто стал русским и перенёс всю драму и коллизии на территорию нашей страны. Это дополнительно сделало фильм идеологически опасным. В остроте и напряженности фильма, в великолепном музыкальном сопровождении крылся его успех и популярность, особенно в московском джазовом мире.

Несколько слов о композиторе.

Анджей Курылевич родился 24 ноября 1932, скончался 13 апреля 2007. Польский композитор и джазовый музыкант. В Кракове он основал свой первый джазовый ансамбль, которым руководил до 1962 года. Вместе с другими известными польскими джазменами — Ежи Матушкевичем, Анджеем Часковским и Кшиштофом Комедой — Курылевич входил в четверку реформаторов польского джаза. В середине 60-х годов Курылевич возглавлял биг-бэнд Польского радио, много сочинял для ТВ, театра и кино, выступал в сотрудничестве с певицей Вандой Варской, которая стала его женой. В 2006 г. Курылевич был удостоен награды Польской фонографической академии «Золотой Фредерик» за своё творчество.

ВИДЕО: фильм «Powrót» с музыкой Анджея Курылевича, 1960 (фильм полностью; на польском языке)
httpv://www.youtube.com/watch?v=PffNAm-PGyI

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяИнтервью «Джаз.Ру». Шведский пианист-импровизатор Стен Санделл: об инструментах, поэзии и полиритмии
Следующая статьяКлассика социологии: джаз как форма социального аутсайдерства. Фрагменты книги Говарда Беккера
Александр Эйдельман
Александр Эйдельман – основатель московского «Джаз Арт» Клуба, арт-директор и продюсер крупных джазовых проектов: «Фестиваля вокального джаза», «Джазового парохода», «Театра джазовой оперы», пропагандист и просветитель, автор статей и литературных произведений, посвященных джазу. Окончил Московский автомеханический институт, после которого поступил в научно-исследовательский институт НАМИ, где прошел путь от инженера до заведующего лабораторией испытаний автомобилей и агрегатов. Кандидат технических наук, автор научных статей и изобретений. Знакомство с джазом произошло еще в раннем детстве на родительской коллекции патефонных пластинок, на трофейных фильмах, на выступлениях ансамблей в фойе кинотеатров, на живых концертах биг-бэндов Эдди Рознера, Леонида Утесова. После выпускного вечера в школе, на котором всю ночь играли джазовые музыканты во главе с Виталием Клейнотом, решил пойти в вечернюю музыкальную школу по классу кларнета-саксофона. Обучаясь в институте и посещая репетиции институтского оркестра п/у Энгельса Гарасеева, а затем п/у Виктора Зельченко, окончательно влюбился в джаз, стал постоянно слушать передачи Уиллиса Коновера, собирать печатные материалы и записи. Однако, период обучения в музыкальной школе совпал с возникшим неуемным интересом к автомобилям и гонкам. Последнее увлечение оказалось сильнее, поделить время и силы между двумя страстями оказалось невозможно, для дальнейшего совершенствования надо было выбирать что-то одно. Победили автомобили. Шестидесятые – семидесятые годы были годами активного и плодотворного знакомства с мировой джазовой культурой и отечественными музыкантами. Кафе «Аэлита», «Синяя птица», «КМ», «Ритм», «Печора», знаменитые фестивали в Москворечье стали местами, где происходило знакомство с живым джазом, устанавливались личные связи с музыкантами, любителями, коллекционерами дисков и записей. Тогда начал формироваться пул единомышленников, который позволил потом создать и развивать свое собственное джазовое дело. В 1994 г. вместе с Рафом Аваковым впервые в Москве организовал джаз-клуб на Москве-реке. Раз в неделю на борту теплохода собирались музыканты, публика и в течение 6 часов наслаждались джазом и видами вечерней и ночной Москвы. В апреле 1995 г. при содействии Рафа Авакова и Льва Корецкого открыл джазовый клуб, который принципиально отличался от всего того, что было до тех пор в Москве. Клуб получил название «Джаз Арт» и в этом названии точно отразились два направления, в которых клуб работал – джаз и изобразительное искусство. Главным в клубе стал принцип «Дать возможность подняться молодым и не дать опуститься старым».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.