In Memoriam. Тромбонист Билл Уотроус (1939-2018)

1
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
(текст, фото)
CM

2 июля в США скончался в возрасте 79 лет выдающийся джазовый тромбонист Билл Уотроус (Bill Watrous).

Уильям Рассел Уотроус III родился в Мидлтауне, штат Коннектикут, 8 июня 1939 г. Сын тромбониста, он учился игре на этом непростом инструменте с самого детства. Отслужив в Военно-морском флоте США, он брал уроки у джазового пианиста и композитора Хёрби Николса (1919-1963). В 1960-е Уотроус работал на нью-йоркской студийной сцене, играл буквально со всеми тогдашними звёздами, участвовал в ансамбле тромбонов под руководством своего старшего коллеги Кая Виндинга, в 1965-68 г. выступал в оркестре популярного телешоу, которое вёл один из самых влиятельных телепродюсеров США Мерв Гриффин, а в 1967-69 гг. был штатным музыкантом студийного бэнда медиакорпорации CBS.

Bill Watrous (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2005)
Bill Watrous (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2005)

Его первый сольный альбом, «In Love Again», вышел в 1967 г. на крошечной фирме грамзаписи MTA Records и сейчас представляет собой филофоническую редкость.

Уотроус сам определял себя как бибопового тромбониста, но когда настала эра фьюжн — участвовал в джаз-фьюжн-группе Ten Wheel Drive (1971). Впрочем, через пару лет он вернулся к мэйнстримовым звучаниям, создав в 1973 собственный оркестр The Manhattan Wildlife Refuge Big Band. Название буквально означало «Биг-бэнд заповедника дикой природы на Манхэттене»; это ироническое наименование, так как на Манхэттене, одном из самых урбанизированных городских районов в мире, никакого заповедника дикой природы нет, если не считать зоопарка в Центральном парке. В составе оркестра с ним записали два альбома для мэйджор-лейбла «Коламбиа Рекордз» маститые профи тогдашней нью-йоркской джазовой сцены, среди которых были пианист Дик Хайман, трубач Дин Пратт, саксофонист Фрэнк Перовски и тромбонист Уэйн Андре. Продюсером этих альбомов выступал один из зубров золотой эры рынка грамзаписи — Джон Хаммонд.
СЛУШАЕМ: Bill Watrous «4th Floor Walk Up» с альбома «Manhattan Wildlife Refuge» (Columbia Records, 1974)
httpv://www.youtube.com/watch?v=F_qDQTlZ1oE

Уотроус считался в то время одним из лучших тромбонистов в Нью-Йорке, обладателем уникального звука и выразительности игры на тромбоне.
ВИДЕО: Bill Watrous & Chick Corea «Nancy With The Laughing Face»
Уотроус — тромбон, Чик Кориа — фортепиано, Рон Картер — контрабас, Билли Кобэм — барабаны. Выступление на телевидении, 1976
httpv://www.youtube.com/watch?v=XRlyDo-YG64

ДАЛЕЕ: переезд в Калифорнию, преподавание, самые известные записи 

В конце 1970-х гг. Билл Уотроус переехал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, где продолжал работать как студийный музыкант. Хотя он регулярно выступал на джазовых фестивалях и в джазовых клубах, а также время от времени собирал под названием Refuge West Big Band («Биг-бэнд Западного заповедника»), общая заметность его на джазовом горизонте стала уменьшаться.
ВИДЕО: Bill Watrous and his Refuge West Band «Space Available», 1981
httpv://www.youtube.com/watch?v=QzZUQLBRBWk

Он довольно редко выезжал из США: одна из самых интересных записей вне Америки была сделана им для западногерманского лейбла MPS в крошечном городке Филлинген, где его старый друг Кай Виндинг, он сам, немецкий тромбонист Альберт Мангельсдорфф и американский коллега Джиггс Уигэм записали альбом «Trombone Summit». Однако самой известной его записью стал его сольный альбом «A Time for Love» (1993, GNP Crescendo).
СЛУШАЕМ: Bill Watrous «A Time For Love»
httpv://www.youtube.com/watch?v=cO3Gz5TgOBI

В начале 2000-х, выступая на Международном джазовом фестивале Лайонела Хэмптона в городке Москоу, штат Айдахо, Билл с обезоруживающей простотой объяснил корреспонденту «Джаз.Ру», что ему приходится в жизни непросто: его сын долгие годы находился в пучине злоупотребления наркотическими веществами, и тромбонист, вместо того, чтобы заниматься своей музыкальной карьерой, делал всё, чтобы поддержать и спасти беспутного отпрыска.

Bill Watrous (photo © Cyril Moshkow, Jazz.Ru, 2005)
Bill Watrous (photo © Cyril Moshkow, Jazz.Ru, 2005)

Значительную часть его времени занимала передача искусства джазового тромбона следующим поколениям музыкантов: он выступал с мастер-классами по всему миру и много лет преподавал в Школе музыки им. Торнтона при Университете Южной Калифорнии. Именем Билла Уотроуса при его жизни был назван старейший джазовый фестиваль штата Техас, который проходит в городе Хантсвилл уже более 60 лет и представляет собой студенческий джазовый конкурс плюс выступления нескольких звёзд джаза; с 2010 г. фестиваль проводился в Университете им. Сэма Хьюстона и носил имя Уотроуса, который каждый год выступал на нём.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяEurope Jazz Media Chart, июль 2018: редакции джазовых журналов рекомендуют новые альбомы
Следующая статьяК августовскому фестивалю энтузиасты выпустят альманах «Эрмитаж. Джаз: серьёзное и курьёзное». Часть 1
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий для Олег Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.