Филли Джо Джонс: надёжный фундамент. К 95-летию со дня рождения великого джазового барабанщика

Константин Волков KW

Текст основан на биографическом очерке, который был опубликован тем же автором в бумажном №4/5 журнала «Джаз.Ру» за 2008 г. (№13/14)

15 июля 2018 со дня рождения выдающегося барабанщика Джо Джонса по прозвищу «Филли» (Philly Joe Jones, 1923-1985) исполнилось 95 лет — но он навсегда остался 62-летним, уйдя из жизни 33 года назад.

Philly Joe Jones
Philly Joe Jones

«Филли» — это общепринятое сокращение от названия города Филадельфия, крупнейшего мегаполиса штата Пенсильвания. Филли Джо был родом именно оттуда, как и множество других джазовых музыкантов— Билли Холидей, Джон Колтрейн, Рашид Али, Арчи Шепп, Маккой Тайнер… Собственно, его и прозвали-то «Филли», чтобы отличать от другого великого барабанщика по имени Джо Джонс, который с 1933 года до конца 40-х играл в одной из величайших свинговых ритм-секций в истории — в оркестре Каунта Бэйси вместе с самим Бэйси за роялем, контрабасистом Уолтером Пейджем и ритм-гитаристом Фредди Грином. В конце 40-х, когда «тот» Джо Джонс (он был на 12 лет старше) ушёл от Бэйси и играл с собственными ансамблями, а молодой Джо Джонс из Филадельфии уже нашумел в Нью-Йорке, работая в штатном ансамбле популярного клуба Café Society, возникла нужда в различении их имён: именно тогда младший стал именоваться Филли Джо, а старший — Папа Джо.

Филли Джо много играл со всеми тогдашними звёздами бибопа (Чарли Паркер, Фэтс Наварро, Диззи Гиллеспи), но в 1949-м без колебаний бросил Нью-Йорк и на два с лишним года уехал в Вашингтон работать с саксофонистом более старшего поколения — Беном Уэбстером. Именно в Вашингтоне барабанщик познакомился с музыкантом, который сыграл важнейшую роль в его жизни — пианистом Тэддом Дамероном. Вернувшись в Нью-Йорк, Филли Джо Джонс вновь стал штатным барабанщиком клуба — на этот раз Downbeat, где он играл с Ли Конитцем, Зутом Симсом и Майлзом Дэйвисом. В 1953 г. Джо Джонс стал членом ансамбля Тэдда Дамерона, и именно с ним сделал свои первые записи, оказавшие на него огромное влияние в музыкальном плане: позднее он говорил, что именно работа с Дамероном научила его играть для солиста в той же степени, что и для ансамбля в целом. Но работа с трубачом Майлзом Дэйвисом оказалась важнее: именно благодаря ей Филли Джо вошёл в историю джаза.
СЛУШАЕМ: Tadd Dameron & John Coltrane «Super Jet» (1956)
Дамерон — ф-но, Джон Колтрейн — саксофон, Джон Симмонс — к-бас, Филли Джо Джонс — ударные (с альбома «Mating Call», Prestige)

Ещё с 1952 г. Майлз начал регулярно гастролировать с Джо Джонсом вдвоём, нанимая остальных музыкантов в каждом следующем городе. Барабанщик ехал первым, подбирал музыкантов и проходил с ними репертуар, после чего приезжал Майлз, и наспех собранный ансамбль выходил на публику.

В «Автобиографии» Майлза Дэйвиса, основанной на серии интервью, которые Майлз дал журналисту Куинси Траупе, от лица Дэйвиса говорится об этом периоде:

Эта фигня начинала мне действовать на нервы. Большая часть музыкантов не знала не только аранжировок, но и тем.

И только в 1955-м количество наконец перешло в качество: приехав впереди Майлза в Балтимор, Филли Джо нашёл для выступления в этом городе техасского пианиста по имени Ред Гарланд и 20-летнего контрабасиста, которого звали Пол Чэмберс. Кроме того, был приглашён опытный, но малоизвестный тогда саксофонист из Филадельфии — Джон Колтрейн. Для первого совместного выступления была предложена сделанная Дэйвисом аранжировка пьесы Диззи Гиллеспи и Джона Льюиса «Two Bass Hit». Когда пьеса завершилась, Майлз глянул на Филли Джо и сказал: «Думаю, вот оно». Джонс впоследствии вспоминал:

Мы на первом же выступлении переглянулись и поняли: вот оно. Пять человек, объединённых музыкальной телепатией: каждый точно знает, что и как будет звучать дальше.

СЛУШАЕМ: квинтет Майлза Дэйвиса «Two Bass Hit», 1955

ДАЛЕЕ: продолжение творческой биографии Филли Джо Джонса, много музыки! 

В студии, конец 1950-х: вверху Пол Чэмберс и Филли Джо Джонс, внизу Майлз Дэйвис и Ред Гарланд
В студии, конец 1950-х: вверху Пол Чэмберс и Филли Джо Джонс, внизу Майлз Дэйвис и Ред Гарланд

Этот состав квинтета Майлза Дэйвиса в истории джаза получил наименование «первый великий квинтет Майлза» (второй великий квинтет — это его ансамбль 60-х гг. с саксофонистом Уэйном Шортером и пианистом Хёрби Хэнкоком). Просуществовав в неизменном составе до 1958 г., этот ансамбль завоевал совершенно исключительное место в истории джаза — как в силу своей огромной популярности, так и в силу хрестоматийности сделанных им записей. Причём записи этого периода, сделанные одним и тем же составом, представляют Майлза в двух взаимосвязанных, но разных ипостасях. Как последний классик боповой эры он предстаёт на сделанных всего за две сессии (в мае и в октябре 1956) записях для лейбла Prestige, выпущенных затем в виде четырёх отдельных альбомов — «Cookin’», «Relaxin’», «Workin’» и «Steamin’».
СЛУШАЕМ: Miles Davis «Steamin’»

А буквально несколькими месяцами позднее начинается период, в котором Майлз нащупывает новаторские ходы, что приведут его к модальному джазу в конце десятилетия. Этот период дал истории джаза великие работы, вышедшие на Columbia благодаря продюсеру Джорджу Авакяну — прежде всего «Miles Ahead» (1957) и «Milestones» (1958).

СЛУШАЕМ: заглавная тема альбома «Miles Ahead» (1957)
Обратим внимание на выдающуюся игру Филли Джо Джонса щётками.

Об этом альбоме, записанном ансамблем Майлза при участии оркестра Гила Эванса, Джордж Авакян впоследствии говорил:

Эта запись показала всему миру, что Майлз Дэйвис — гораздо больше, чем просто бибоповый музыкант, который играл бы соло с небольшой группой — и всё. Это серьёзнейший проект, запись, которая была призвана расширить аудиторию Майлза — и сделала это. Практически сразу он из чисто американского джазового солиста превратился в международную звезду с аудиторией, далеко выходящей за рамки узкого круга любителей джаза.

В ансамбле этого выдающегося новатора и Филли Джо Джонс представал новатором, чья манера игры полностью созрела именно в период работы у Майлза. Смешно сказать, но многим консервативно настроенным джазовым критикам тех времён игра Филли Джо казалась чрезмерно громкой и бесчувственной, в то время как именно Джонс, и именно в это время, разработал поразительно моторную манеру, в которой барабанщик тонко и отзывчиво откликался на динамические и мелодические акценты солиста. Игра Джонса сочетала полиритимическую точность Макса Роуча и мощный ритм-н-блюзовый грув Арта Блэйки, а его манера играть основной ритмический рисунок на приоткрывающемся и закрывающемся хай-хэте, педальной тарелке (и вообще его работа с тарелками) была для того времени уникальной. Не меньшее влияние на следующие поколения барабанщиков оказала его оригинальная техника игры щётками.

Особенно упругую и мощную игру Филли Джо Джонс показывал в тандеме с контрабасистом Полом Чэмберсом. С ним в 1955-58 гг. он играл в «первом великом квинтете» у Майлза, с ним же он постоянно записывался с самыми разными солистами, ценившими высочайшее качество игры этой пары — в описываемый период Джонс и Чэмберс записались на десятках альбомов для лейблов Blue Note, Prestige и Riverside, а также выступали в составе ансамблей саксофонистов Сонни Роллинза и Арта Пеппера. Игра именно этой ритм-секции звучит на одном из самых популярных альбомов Джона Колтрейна — его первой и единственной пластинке для Blue Note, популярнейшем альбоме «Blue Train» (1957).
СЛУШАЕМ: Джон Колтрейн «Blue Train»
Колтрейн — тенор-саксофон, Ли Морган — труба, Кёртис Фуллер — тромбон, Кенни Дрю — ф-но, Пол Чэмберс — к-бас, Филли Джо Джонс — ударные

Даже после ухода Джонса из ансамбля Майлза Дэйвиса его влияние на Майлза сохранялось: Майлз сам признавался, что просил у всех своих новых барабанщиков «играть эти штучки Филли». Сам же Джо говорил о работе у Майлза так:

Это было самое великое, самое счастливое время моей жизни. Оно взрастило меня и открыло мой слух. Когда ты играешь с такими гигантами, приходится учиться! Работа у Майлза — это была музыка, музыка, музыка… и учёба, учёба, учёба!

Джонс же в 1958-м дебютировал как лидер, выпустив на Riverside альбом «Blues For Dracula» при участии Томми Флэнегана, Джонни Гриффина, Нэта Эддерли и других выдающихся солистов. Кроме того, он возглавлял собственные концертные ансамбли, базировавшиеся в основном в его родной Филадельфии. И если в опросах журнала Down Beat он в 1957 г. фигурировал ещё только как «восходящая звезда», то в 1961 г. он уже был вторым в основном списке барабанщиков, уступая только Максу Роучу, а в 1962 г. был признан «барабанщиком года».
СЛУШАЕМ: Philly Joe Jones «Blues for Dracula»
В заглавном треке альбома 1958 г. Филли Джо не только играет на барабанах, но и читает пространный сатирический монолог, имитируя актёра Белу Лугоши, прославившегося исполнением роли графа Дракулы.

Как ни странно, но закат карьеры Филли Джо начался именно в этот год, казалось бы, максимального признания. В фокусе внимания критиков оказалось уже следующее поколение новаторов — прежде всего Элвин Джонс из квартета Джона Колтрейна. Филли Джо работал всё меньше и меньше и в 1967 г., когда прежняя джазовая сцена стремительно разрушалась, уступая массовую аудиторию поп- и рок-музыке, вообще уехал из США. Правда, он никого ни в чём не винил и в интервью 1969 г. даже высказывал своё восхищение барабанщиками нового поколения, прежде всего Тони Уильямсом.

Два года Джонс преподавал игру на барабанах в Лондоне, оказав значительное влияние на молодое поколение британских джазменов, но местный профсоюз музыкантов не разрешал ему выступать, так что Филли Джо перебрался в Париж. Только в 1972-м он вернулся на родину, поселился в Филадельфии и стал играть там… джаз-рок с собственной группой Le Grand Prix, впрочем — не добившейся особенных успехов.

Главная его сольная работа того периода, «Philly Mignon» (Galaxy, 1977) — это никакой не джаз-рок, а старый добрый бибоп, первоклассно сыгранный с очень сильными партнёрами (саксофонист Декстер Гордон, басист Рон Картер, корнетист Нэт Эддерли и др.)
СЛУШАЕМ: Philly Joe Jones «Neptunis» (с альбома «Philly Mignon»)

Во второй половине 70-х Филли Джо некоторое работал в ансамбле пианиста Билла Эванса (вместе они записали замечательный альбом «Quintessence» — Fantasy, 1976).
ВИДЕО: Филли Джо Джонс в составе трио Билла Эванса (с контрабасистом Марком Джонсоном) на фестивале Umbria Jazz, 1978

Он также некоторое время гастролировал с бывшим коллегой по «великому квинтету» — пианистом Редом Гарландом — и записал с ним и контрабасистом Роном Картером для Galaxy отличную пластинку «Crossings».
СЛУШАЕМ: Ред Гарланд, Рон Картер, Филли Джо Джонс — тема Майлза Дэйвиса «Solar», запись 1977

Пожалуй, главным проектом последних лет жизни Филли Джо стал ансамбль Dameronia, где он, вместе с пианистом Уолтером Дэйвисом-мл., саксофонистом Фрэнком Уэссом и другими сильными солистами, играл оригинальные аранжировки музыки Тэдда Дамерона, который оказал на него такое большое влияние в начале 50-х. Филли Джо Джонс записал с проектом Dameronia два небезынтересных альбома для лейбла UptownTo Tadd With Love», 1982, и «Look Stop And Listen», 1983).
СЛУШАЕМ: пьеса «Killer Joe» с альбома 1983 г. «Look Stop And Listen» проекта Dameronia

Помимо выступлений с «Дамеронией», Джо Джонс в 1984 г. участвовал в джазово-поэтическом проекте саксофониста Арчи Шеппа, построенном вокруг декламации знаменитого «чёрного радикала» — поэта и афроамериканского активиста Амири Барака.

30 августа 1985 года жизнь выдающегося барабанщика оборвал сердечный приступ.

ВИДЕО: соло Филли Джо Джонса (в составе ансамбля Телониуса Монка, Париж, 1969)




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *