Люди джаза. Пианист и композитор Хорас Силвер (1928-2014): 90 лет со дня рождения

Константин Волков KW

2 сентября 2018 исполнилось 90 лет с того дня, как в США родился один из ярчайших джазовых композиторов и пианистов второй половины ХХ столетия — Хорас Силвер (Horace Silver). Он прожил 85 лет и ушёл из жизни ранним утром 18 июня 2014 в собственном доме в городе Нью-Рошель, штат Нью-Йорк — выражаясь сухим языком официальных документов, «от естественных причин».

Horace Silver (photo © National Endowment for the Arts, Tom Pich)
Horace Silver (photo © National Endowment for the Arts, Tom Pich)

Джазовый музыкант и историк Крис Келси писал о Силвере:

Из перспективы XXI столетия ясно, что немногие джазовые музыканты оказали большее воздействие на современный мэйнстрим, чем Хорас Силвер. Стиль хардбоп, пионером которого был Силвер в 50-е, теперь доминирует: его играют не только старики из прежних поколений, но и розовощёкая молодёжь, которой ещё только предстояло родиться, когда эта музыка уже вышла из фавора у критиков в 60-е и 70-е годы прошлого века.

И это правда: Хорас Силвер не только создал хардбоп как один из главных стилей современного джаза — он продолжал писать в этом стиле почти полвека: и когда хардбоп был в моде, и когда хардбоп вышел из моды, и когда в 80-е к нему возобновился интерес уже ностальгического свойства, и когда в 90-е хардбоп окончательно утвердился как классический, основополагающий, хрестоматийный стиль джаза, не теряющий ни актуальности, ни жизнеспособности и до сих пор.

Хорас Силвер на джаз-фестивале в Ньюпорте, штат Род-Айленд, лето 1959
Хорас Силвер на джаз-фестивале в Ньюпорте, штат Род-Айленд, лето 1959

Хорас Вард Мартин Тавареш-Силва родился 2 сентября 1928 в городе Норуок, штат Коннектикут, от отца родом с португальских Островов Зелёного Мыса (ныне Республика Кабо-Верде) и матери афро-ирландского происхождения.

В интервью Национальному общественному радио США в 1996 г. он рассказывал, как джаз вошёл в его жизнь. Ему было 11, и воскресным вечером он шёл с отцом домой, как вдруг они увидели: подъезжает автобус, и из него выгружаются музыканты. В Норуок на одно выступление приехал свинговый оркестр Джимми Лансфорда.

— Я увидел всех этих чёрных парней, выходящих из автобуса с инструментами, и взмолился: папа, можно мы останемся и послушаем, как они будут играть один номер? Один только номер! — Нет, тебе завтра рано в школу вставать. Но я молил и упрашивал, упрашивал и молил, и он разрешил послушать один номер.

В результате юный Хорас послушал не один, а целых три номера из выступления биг-бэнда Джимми Лансфорда — и после этого, как он утверждал, сразу же решил стать джазовым пианистом.

Когда Силверу было 22, его взял к себе в ансамбль саксофонист Стэн Гетц, и год спустя, в 1951-м, молодой пианист поселился в столице джаза — Нью-Йорке.

Art Blakey, Horace Silver, 1956
Art Blakey, Horace Silver, 1956

Вместе с великим барабанщиком Артом Блэйки он стоял у истоков создания в начале 1950-х одного из величайших ансамблей в джазовой истории, The Jazz Messengers. Более того, именно его трек «The Preacher» («Проповедник») стал одной из самых коммерчески успешных записей лейбла и одним из канонических воплощений стиля хардбоп, соединяющего радикальную для своего времени импровизационную технику бибопа и более приземлённые, более танцевальные, более доступные слушателям ритмические модели. Интересно, что когда 6 февраля 1955 года ансамбль Jazz Messengers принёс эту пьесу на запись в знаменитую студию Руди Ван Гелдера в городке Хакенсэк, штат Нью-Джерси, на противоположном от Манхэттена берегу реки Хадсон (Гудзон), продюсер Алфред Лайон сначала отверг её. Он считал, что мелодия и форма пьесы слишком старомодны. Но Силвер и барабанщик Арт Блэйки настояли на том, чтобы записать «Проповедника», и с этого началась популярность стиля хардбоп. Силвер утверждал: сила этой пьесы в том, что она связывает разных эпохи в истории джаза, с лёгкостью обращаясь к корням, к старомодному, почти фольклорному ощущению раннего джаза, с его корнями в том числе и в интонациях афроамериканских протестантских проповедников — продолжая при этом говорить современным языком.
СЛУШАЕМ: Horace Silver And The Jazz Messengers «The Preacher», 1955

В 1956 г. Хорас Силвер покинул «Посланцев джаза», создал собственный ансамбль и на протяжении следующих двух с лишним десятилетий записывался исключительно для Blue Note, важнейшего джазового лейбла 50-60-х годов прошлого столетия — лейбла, сформировавшего классическое звучание джазового мэйнстрима ХХ столетия.

Хорас Силвер, съёмка для телевидения в Копенгагене (Дания), 1979 (photo © JazzSign/Lebrecht Music & Arts)
Хорас Силвер, съёмка для телевидения в Копенгагене (Дания), 1979 (photo © JazzSign/Lebrecht Music & Arts)

ДАЛЕЕ: продолжение биографического очерка о Хорасе Силвере 

Хорас Силвер в Лос-Анджелесе, 1989. Фото © Дмитрий Савицкий
Хорас Силвер в Лос-Анджелесе, 1989. Фото © Дмитрий Савицкий

В его ансамблях дебютировали или вышли к мировой славе многие выдающиеся джазовые солисты: трубачи Дональд Бёрд и Вуди Шоу, саксофонисты Джо Хендерсон и Бенни Голсон, даже братья Бреккер — трубач Рэнди и саксофонист Майкл.
ВИДЕО: Хорас Силвер «Señor Blues», 1958
Блю Митчелл — труба, Джуниор Кук — тенор-саксофон, Джин Тейлор — бас, Луис Хэйз — барабаны

Даже ведущий трубач джазового авангарда 1990-х и 2000-х годов Дейв Даглас в молодости играл в ансамбле Хораса Силвера, ведь Силвер выступал до первой половины 2000-х и только лет 15 как по состоянию здоровья отошёл от концертной практики.
ВИДЕО: Horace Silver Sextet, Берн, Швейцария, 1987
Энди Бэй (вокал), Дейв Даглас (труба), Винсент Херринг (тенор-саксофон), Брайан Бромберг (бас), Карл Бёрнетт (барабаны)

Но главное — это всё-таки композиторское наследие Хораса Силвера, в котором сливались элементы хардбопа, ритм-н-блюза, соул-джаза и латин-джаза. Десятки пьес Силвера широко представлены в джазовых хрестоматиях и корпусе «джазовых стандартов». Наверное, никто из его современников не написал столько великих джазовых тем, которые остались в употреблении на долгие десятилетия. Прославленный современный контрабасист Крисчен Макбрайд сказал о музыке Силвера, что «она всегда представляла то качество, которое многие джазмены проповедуют, но не практикуют: простоту».
СЛУШАЕМ: Хорас Силвер «Nica’s Dream», 1960
Блю Митчелл — труба, Джуниор Кук — тенор-саксофон, Хорас Силвер — ф-но, Джин Тейлор — бас, Рон Брукс — барабаны

Мелодии Силвера часто действительно просты для запоминания, но хитрая и элегантная композиторская техника, частое использование нечётных размеров и элементов внеевропейских музыкальных систем, прежде всего африканской и азиатской, не позволяют назвать его музыку совсем уж простой. «Song for My Father», «Quicksilver», «Nica’s Dream», «Blue Silver», «Buhaina», «Opus De Funk», «Filthy McNasty», «Señor Blues», «Doodlin’», «How About You», «Sister Sadie», «I Remember You» — всё это названия классических джазовых тем, и их написал Хорас Силвер: их и ещё пару сотен других, построенных на несокрушимой блюзовой основе, но демонстрирующих и открытость к музыке иных культур, и абсолютное владение языком джазового мэйнстрима.
СЛУШАЕМ: Хорас Силвер «Song for my Father» (1964)
Кармелл Джонс — труба, Джо Хендерсон — тенор-саксофон, Тедди Смит — бас, Роджер Хамфриз — барабаны




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *