Рецензии «Джаз.Ру». Музыканты о музыке: пианист Евгений Лебедев о новом альбоме Кита Джарретта

Евгений Лебедев
Фото: Roberto Mascotti / ECM Records
EL

Keith Jarrett «La Fenice»
ECM, 2018

Первый раз в жизни прочитал рецензию на джазовый альбом в журнале «Jazz-Квадрат», если не ошибаюсь. Так ли он назывался? Не помню, но в углу красный квадрат и слово JAZZ белыми буквами точно были. (Выходивший в Минске в 1997-2009 гг. журнал «Jazz-Квадрат». — Ред.)

Вот удивился тогда, обнаружив, что альбомам, оказывается, ставят звёздочки, о них пишут своё мнение критики. «А кому это интересно, и стоит ли вообще писать о музыке?» — закралась тогда мысль. Честно говоря, сложно поверить, что кому-то это интересно, кроме пишущего, и, может, артиста, о котором пишут, но сам читать рецензии люблю!

Сегодня решил: хватит читать. Хочу быть последней инстанцией, хочу быть вершителем судеб, хочу ставить звёздочки!

Здорово, что у Apple Music есть функция «для вас». Оказывается, надо всего лишь нажать на сердечко в приложении, и робот начнёт подсовывать музыку, которая якобы должна понравиться, исходя из статистики прослушиваний. Ну вот он мне и подсунул очередной релиз европейского лейбла ECM — очередной альбом пианиста Кита Джарретта (Keith Jarrett), концерт, состоявшийся аж в 2006 году, но выпущенный в 2018.

Keith Jarrett (photo © Roberto Mascotti / ECM Records)
Keith Jarrett (photo © Roberto Mascotti / ECM Records)

Ладно, дай, думаю, загружу очередной сольник Джарретта. Хотя всё уже давно известно, все привыкли, что это гений современности: да, играет спонтанные сольные концерты, да — импровизатор отменный… да, да, да. Вот и я не ждал ничего нового от этого альбома. Написал эти строчки и ужаснулся: ведь когда творил Рахманинов, его тоже многие критики упрекали в том, что он не создаёт ничего нового. Может, это отчасти и правда, ведь Сергей Васильевич как бы не заметил новых тенденций музыки ХХ века, — но какой глубины он достиг, оставаясь старомодным, проявилось особенно явно в наши дни!

В случае с Джарреттом всё не совсем так, а точнее, совсем не так. Он-то обогнал своё время ещё лет 40 назад, но мы уже так привыкли, что и не ждём ничего нового. Как мне кажется — это и есть основной конфликт потребителя. С одной стороны, мы ищем стабильности, безопасности, комфорта, но при этом постоянно хотим чего-то нового и не часто задумываемся, что эти понятия редко встречаются!

COVER ARTWORK

Про альбом. Этот релиз — очередной сольный концерт Джарретта, очередные спонтанные импровизации, немного стандартов: всё как обычно у него, ничего нового для потребителя, но какова глубина исполнения?! На мой взгляд, она просто зашкаливает! И не важно, слушаете ли вы альбом в mp3, FLAC, на виниле или ещё в каком-либо формате. Сказать, что я испытал потрясение после прослушивания, не сказать ничего!
ВИДЕО: тизер альбома «La Fenice»

Вообще джазовые музыканты давно разделены (поправьте меня, если это не так) на последователей традиции и авангардистов. Конечно, есть и другие лагеря, но я пока не о них. Не могу сказать, что поддерживаю какой-либо лагерь особенно рьяно, но люблю одинаково и хорошую традицию, и хороший авангард. Так вот, если мы говорим об одном из лучших примеров авангарда — это именно данный альбом! А если мы говорим про традицию, то это тоже он! Ну а если мы говорим про авангард в традиционном стиле — это тоже он! Согласен, весьма странно, но это так. Кит Джарретт уже давно за пределами стилистических рамок и каких-либо понятий. Рад, что мы живём в одно время с таким мастером!

Единственное что: пользуясь положением критика, я хочу посоветовать начать прослушивание концерта с третьего трека, а потом, ближе к концу, вернуться к первым двум. Но это сугубо личное мнение.

А, забыл про звёздочки. Возьму пример с Чайковского, который всем студентам ставил 5, а некоторым, включая Рахманинова, вдруг ставил пять с плюсом!
СЛУШАЕМ АЛЬБОМ КИТА ДЖАРРЕТТА «LA FENICE»




Рецензии «Джаз.Ру». Музыканты о музыке: пианист Евгений Лебедев о новом альбоме Кита Джарретта: 1 комментарий

  1. С интересом прослушал. Верно подсказано: слушать надо с 4 трека. Я дилетант, правда с большим стажем; из школы слушателей Володи Резицкого. Может я ошибаюсь, но помнится был даже винил большой, где Кейт Джарет с Чиком Кореа играли. Так я любил эту пластинку, да затерял в многочисленных разъездах/переездах. Этот венецианский концерт Джаррета действительно показывает всю его Кейта (или Кита) мощь. А левая рука как второй рояль рядом. И сколько стилей! 6 трек мне так напомнил Картинки с Выставки Мусоргского, сам не знаю почему, но ассоциация живая. А 7 трек — это уже Рахманинов и Шопен. Спасибо автору за статью, спасибо Журналу Джаз! С.Довлатов сказал: Джаз — состояние души. Здесь и в журнале она, душа, прекрасна!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *