«Джаз.Ру». Избранное: Диззи Гиллеспи — 100 лет со дня рождения. Щёки и труба

21 октября 2017 исполнилось 100 лет со дня рождения одного из величайших джазовых трубачей XX столетия — Диззи Гиллеспи. Он прожил 75 лет, успев невероятно много — вместе с саксофонистом Чарли Паркером в 40-е годы произвести революцию в джазе, породив новый стиль, бибоп, ставший во второй половине века основной современного джазового языка; записать десятки эпохальных пьес и альбомов, вошедших в золотой фонд джаза; создать несколько малых составов и биг-бэндов, каждого из которых довольно было бы для увековечивания памяти менее значимого музыканта; и, наконец, олицетворить собой собирательный образ «головокружительного» (dizzy) джазмена: берет, маленькая острая бородка, очки, пение скэтом — salt peanuts! salt peanuts! — и щёки, конечно же, неподражаемые щёки Диззи, о которых речь ниже.

Dizzy Gillespie
Dizzy Gillespie

«Джаз.Ру» с удовольствием делает доступным для сетевой аудитории двойной текст, написанный в 2007 г. к 90-летию со дня рождения Диззи для бумажного издания «Джаз.Ру» №7-2007. Текст актуализирован для 2017 г.


О Гиллеспи не слишком много написано и/или издано по-русски, что странно: роль его никак не меньше, чем роль Паркера или другого легендарного трубача, Майлза Дэйвиса. Жизнь Диззи ещё ждёт русскоязычного биографа или переводчика. Вот восемь фактов для его будущей биографии на русском языке:

  • Диззи Гиллеспи выступил в самом престижном концертом зале США, нью-йоркском Карнеги-Холле, 32 раза. Назначено было и 33-е выступление — в день его 75-летия, однако Диззи был уже смертельно болен, и вместо него выступили его друзья и ученики: многолетний партнёр по малым ансамблям и биг-бэндам саксофонист Джеймс Муди; трубач Джон Фэддис; кубинский саксофонист Пакито Д’Ривера и др.
  • Звезда Диззи Гиллеспи находится на Аллее Славы возле дома 7057 по Голливудскому бульвару в Лос-Анджелесе.
  • В 1989 г. Диззи дал 300 концертов в 27 странах мира и 31 штате США, был коронован племенным вождём в Нигерии, получил 14-ю в своей жизни степень почётного доктора (на этот раз от бостонского музыкального колледжа Бёркли), степень командора Ордена изящных искусств и словесности Французской Республики и премию «Грэмми» за заслуги в течение всей жизни.
  • Годом позже он единственный раз в жизни выступил в Москве, в ГЦКЗ «Россия».
  • В 1964 г. Диззи Гиллеспи сам себя выдвинул кандидатом в президенты США. Его предвыборная программа включала обещание в случае его избрания переименовать Белый дом в «Блюзовый дом», назначить генеральным прокурором США главу «Организации афроамериканского единства» Малколма Икс, директором Центрального разведывательного управления — трубача Майлза Дэйвиса, а слепого певца Рэя Чарлза — директором Библиотеки Конгресса. Пресс-конференция по случаю выдвижения Диззи в президенты состоялась в Голливуде перед джаз-клубом Shelly’s Manne-Hole, принадлежавшим барабанщику Шелли Мэнну. Собрать деньги на президентскую кампанию не удалось, поэтому Диззи вышел из «президентской гонки» задолго до дня голосования.
Фото из материалов президентской кампании Диззи Гиллеспи, 1964
Фото из материалов президентской кампании Диззи Гиллеспи, 1964

ДАЛЕЕ: продолжение истории Диззи Гиллеспи, его щёк и трубы  Читать далее ««Джаз.Ру». Избранное: Диззи Гиллеспи — 100 лет со дня рождения. Щёки и труба»

Джазовый фотохудожник Владимир Садковкин: «Джаз — моя жизнь». К 80-летию

Валерий Коннов VK

19 октября отметил 80-летие Владимир Тихонович Садковкин.

Владимир Садковкин (фото © Павел Корбут, 2011)
Владимир Садковкин (фото © Павел Корбут, 2011)

Когда один из наших общих друзей сообщил мне недавно о предстоящем столь солидном юбилее Володи, я поверил в это с трудом! Мы познакомились в 1984 году на фестивале в Витебске и с тех пор общались на разных московских мероприятиях и в джаз-клубах. Честно говоря, я как-то не задумывался о его возрасте, хотя знал, что он свидетель джазовой истории и один из летописцев отечественного джаза. Выглядит он, по-моему, младше своих лет, а в общении прост и всегда доброжелателен.

Владимир Садковкин и одна из его работ. Фото 1960-х гг.
Владимир Садковкин и одна из его работ. Фото начала 1970-х гг.

Мне захотелось поподробнее узнать об этом замечательном, талантливом и очень скромном человеке.

Владимир Садковкин — москвич, уроженец Арбата: родился в знакомом каждому москвичу старше 40 роддоме №7 им. Грауэрмана (в то время на Большой Молчановке). После средней школы окончил техническое училище, работал токарем на режимном заводе. Затем окончил Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина (1958-1963). До ухода на пенсию работал ведущим дизайнером Специального художественно-конструкторского бюро. Член Союза дизайнеров СССР. До 1968 года проживал в подвале «Дома с рыцарями», что на Арбате, 35, напротив Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова.

Арбатская комната Володи была увешана его картинами. Цвет одной стены был разграничен по диагонали, поверх которой тон был светло-голубым, а под ней — синим. Здесь красовалась пространственная композиция: диагональ стены делила участок, ограниченный огромной пустой рамой из широкого деревянного багетника; на синем был пришпилен маленький жёлтый бумажный кораблик с чёрными парусами. Эта инсталляция приводила в восторг фланирующую по Арбату многочисленную джазовую и околоджазовую богему — сюда забредали друзья, знакомые, знакомые знакомых с пластинками, подругами, горячительным, преодолевая мощный заслон бабки Соловьихи, комната которой была первой от входной двери в коммунальную квартиру.

Бацилла джаза попала во Владимира Садковкина, когда другой фотограф и музыкант — Юрий Нижниченко — привел его в кафе «Молодёжное» [один из первых московских джаз-клубов 60-х. — Ред.]. Это было решающее событие в жизни юного выпускника художественно-промышленного училища, оно определило смысл его творческих исканий и устремлений. В то время Володя был обладателем радиолы «Кама», позже — «Ригонда», магнитофона «Днепр-10», около 800 патефонных пластинок и кучи магнитофонных катушек с джазовой музыкой различных стилей. Он много слушал джаз, много фотографировал и создавал художественные образы музыкантов, представляя их живописные портреты и композиции.

1959, ДК «Энергетик» на Раушской наб. Игорь Берукштис — b, Идрис Сулейман — tp, Александр Гореткин — dr, Георгий Гаранян — as, Алексей Зубов — bs; джем-сешн.
1959, ДК «Энергетик» на Раушской наб. Игорь Берукштис — b, Идрис Сулейман — tp, Александр Гореткин — dr, Георгий Гаранян — as, Алексей Зубов — bs; джем-сешн.

В 1959 году, начав осваивать фотографию с фотоаппаратом ФЭД-2, Володя появляется в первом московском джаз-клубе в ДК «Энергетик» на Раушской набережной, 5. На открытии клуба выступал нью-йоркский джаз-квартет трубача Идриса Сулеймана. Память об этом событии — Володины любительские снимки.

1959, ДК «Энергетик» на Раушской наб. Леонард Орлов — dr, Сергей Березин — ts, Михаил Цуриченко — bs, Николай Брызгунов — tp; репетиция перед выступлением.
1959, ДК «Энергетик» на Раушской наб. Леонард Орлов — dr, Сергей Березин — ts, Михаил Цуриченко — bs, Николай Брызгунов — tp; репетиция перед выступлением.

К этому же событию Володя подготовил свой первый джазовый плакат. В дальнейшем он занимается художественным оформлением (плакаты, заставки, эмблемы, программки, значки) первых московских джаз-фестивалей — «Джаз-62, -65, -67, -68», а также проводимых в 70-80-х г.г. в московской Студии музыкальной импровизации в ДК «Москворечье» (ныне Московский колледж импровизационной музыки).

Афиша работы Владимира Садковкина, 1977
Афиша работы Владимира Садковкина, 1977

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о юбиляре  Читать далее «Джазовый фотохудожник Владимир Садковкин: «Джаз — моя жизнь». К 80-летию»

Тарту и Нарва, Эстония: VII джазовый фестиваль IDeeJazz приглашает слушателей

8-11 ноября в двух городах восточной части Эстонии, Тарту и Нарве, пройдёт VII джазовый фестиваль IDeeJazz.

К читателям «Джаз.Ру» обращается продюсер и художественный руководитель фестиваля, эстонский гитарист Олег Писаренко:

Олег Писаренко
Олег Писаренко

— Дорогие ценители джаза! Я приглашаю вас в Эстонию на фестиваль IDeeJazz, который мы вместе с женой Эвелин организуем уже 7-ой год. Вас ждут лучшие артисты девяти стран, скидки в уютных отелях (спа-отель «Ноорус» и «Лииваранд» в курортном местечке Нарва-Йыесуу и отель «Тарту» в Тарту), два прекрасных города — быстро меняющаяся Нарва с четырьмя площадками фестиваля и университетский Тарту, где центром мероприятия станет современное многофункциональное здание Эстонского национального музея.
До встречи в осенней Эстонии на «ИдееДжазе»!

Тарту и Нарва примут фестиваль IDeeJazz в 7-й раз
Тарту и Нарва примут фестиваль IDeeJazz в 7-й раз

В фестивале 2017 года примут участие датский гитарист Якоб Бро, нидерландский биг-бэнд New Rotterdam Jazz Orchestra, квартет германского композитора, трубача и клавишника Себастьяна Штудницки с программой нового альбома «KY Organic», певец и автор песен из Марокко Ум Эль-Гайт Бенессарауи, известный под артистическим именем Oum, с программой альбома «Zarabi», трио выдающейся польской певицы Анны-Марии Иопек, американская вокалистка и тромбонистка Обри Логан с музыкой, записанной на её альбоме 2017 года «Impossible», дуэт российских гитаристов Алексея Кузнецова и Максима Шибина, а также эстонские коллективы — трио Eplik-Agan-Maaker и специальный проект, созданный к грядущему столетию независимости Эстонии — Path of Joy («Дорога радости») под руководством пианиста/клавишника Рауна Юрикаса и при участии вокалистки Лийси Койксон, басиста Пеэду Кааса и других звёзд эстонской джазовой сцены.
ДАЛЕЕ: расписание концертов фестиваля IDeeJazz  Читать далее «Тарту и Нарва, Эстония: VII джазовый фестиваль IDeeJazz приглашает слушателей»

Репортаж «Джаз.Ру». ХVIII фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине»: как это было

Полина Мартюченко
Фото: Ирина Володина 
PM

Тихвин — прекрасный старинный город на востоке Ленинградской области. Маленькая и капризная река Тихвинка условно делит его на две части: одна заполнена современными городскими постройками, а другая — сцена исторических событий, на которой сохранились многовековые монастыри, церкви и культурные памятники. Неудивительно, что в таком небольшом городе много творческих и талантливых людей. Сама природа овевает вдохновением, когда оказываешься по ту сторону реки — там, кстати, находится дом, в котором родился и вырос композитор Николай Римский-Корсаков(ныне это его дом-музей: Музейная улица, 1).

Тихвин (фото © Анатолий Угаров)
Тихвин (фото © Анатолий Угаров)

Сегодня Тихвин известен не только как музейно-исторический город, но и как маленький, но очень яркий джазовый центр. Раз в год, в сентябре, в город приезжают музыканты не только из разных уголков России, но и из других стран — приезжают на фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине», организованный пианистом и композитором Игорем Володиным. В этот раз в последнюю субботу месяца — 30 сентября — состоялся XVIII (по буквам: восемнадцатый. — Ред.) фестиваль.

Фестиваль получился очень насыщенным, длился целый день и проходил на трёх площадках города. Начался он на «Фестивальной площадке» Пятого микрорайона, которая представляет собой сцену на открытом воздухе и несколько посадочных мест на очень живописном участке в парке с французским названием «Эрувиль-Сен-Клер»: с одной стороны площадку опоясывает Вязитский ручей, с другой находятся пруды Таборы и видна ещё не опавшая зелень Захаровского парка. Я не удержалась и обошла все ближайшие красивые места. И везде, куда бы я ни пошла, мне была слышна музыка, звучащая со сцены фестивальной площадки.

Сергей Катков, Елена Смольская
Сергей Катков, Елена Смольская

В Тихвине всего одна детская школа искусств им. Н. А. Римского-Корсакова, но талантов в ней оказалось немало. Открывали фестиваль юные вокалисты Сергей Катков, Анна Сироткина, Диана Захожая, Елена Смольская и Владлена Гришанова. Затем на сцене появился ансамбль русских народных инструментов «Настроение», в составе которого играли Татьяна Хрущева (домра малая), Алексей Абельдяев (баян) и Дмитрий Мясоедов (балалайка-контрабас). Афиша концерта сообщала, что он называется «Танцующий джаз». И действительно желающих потанцевать оказалось много, особенно тогда, когда на сцене появился городской духовой оркестр под управлением Ивана Смольского. Этот коллектив — большая гордость Тихвина. Он известен не только в родном городе, но и в других областях России. Помимо конкурсов (где зачастую он занимает призовые места), фестивалей и концертов, как оказалось, оркестр устраивает музыкальные вечера для жителей города на этой же площадке, каждые выходные с мая по сентябрь. В завершении первой части фестиваля выступил джаз-бэнд «Новгород» из Великого Новгорода, под музыку которого публика продолжала танцевать.

Тихвинский духовой оркестр
Тихвинский духовой оркестр

«Фестивальная площадка» располагается неподалёку от Дома культуры им. Н. А. Римского-Корсакова, что было немаловажно: концерт на площадке длился с 12:00 до 14:30, а уже в 15:00 начиналась основная концертная программа в Доме культуры. И времени оказалось достаточно, чтобы добраться от одной сцены до другой.

Бессменным ведущим фестиваля духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине» остаётся петербуржец Владимир Фейертаг, который, как всегда, с большим уважением отнёсся к музыкантам и зрителям, дополняя выступления интересными музыкальными историями. Открывали основной фестивальный концерт музыканты из города Боровичи (Новгородская область) Da Capo Blues Band — коллектив, исполняющий музыку в стиле блюз-рок и ритм-н-блюз. Основу группы составляют преподаватели школы искусств имени А.К. Лядова. Школа названа в его честь неслучайно, ведь последние дни жизни Анатолий Константинович провёл в усадьбе Полыновке неподалёку от Боровичей. Кстати, Da Capo Blues Band уже принимал участие в этом фестивале в прошлом году.

Da Capo Blues Band
Da Capo Blues Band

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с фестиваля в Тихвине  Читать далее «Репортаж «Джаз.Ру». ХVIII фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине»: как это было»

Jazz Across Borders, Санкт-Петербург: исполнительный продюсер JAB Роман Христюк — интервью «Джаз.Ру»

Как мы уже сообщали, 17-18 ноября в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума пройдёт Jazz Across Borders (JAB) — первая профессиональная джазовая конференция в России. Наше первое сообщение об этом проекте фокусировалось, прежде всего, на открывшейся 11 октября  регистрации для джазовых музыкантов, которые хотели бы участвовать в программе шоукейсов JAB. Сегодня о проекте в видеоинтервью более подробно рассказывает Роман Христюк, исполнительный продюсер JAB, директор международных проектов Igor Butman Music Group.

INTERVIEW SCREENSHOT
интервью можно также просмотреть на канале «Джаз.Ру» в YouTube

Вопросы Роману задаёт главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. JAB по-английски читается как «джеб», а джеб в боксе — это короткий прямой удар левой рукой, преимущественно в челюсть. Кого будут бить, как на это попасть и что вообще ожидается на первой в отечественной истории встрече игроков джазовой индустрии, музыкантов и слушателей? Об этом — 12-минутное интервью Романа Христюка.

Подробности в сообщении «Джаз.Ру» от 11 октября
Сайт Jazz Across Borders
Событие в социальной сети Facebook



К 70-летию трубача Вячеслава Гайворонского: Гайворонский-Кондаков-Волков с новой программой в Москве

19 июня 2017 года санкт-петербургскому трубачу Вячеславу Гайворонскому, одному из первопроходцев новой импровизационной музыки в России, исполнилось 70 лет. Серия юбилейных концертов в культурном центре «ДОМ» представит разные грани его творчества. 25 октября в «ДОМе» выступит трио Гайворонский-Кондаков-Волков: Вячеслав Гайворонский — труба, голос; Андрей Кондаков — фортепиано, перкуссия; Владимир Волков — контрабас. Прославленное трио — один из самых известных в мире новоджазовых коллективов из России — приезжает в этот раз в Москву из Петербурга с совершенно новой музыкой: в первом отделении концерта прозвучит премьера программы «Хорошо темперированный блюз», во втором — новые композиции трио, по словам Вячеслава Гайворонского, «довольно странные и необычные».

Андрей Кондаков, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский
Андрей Кондаков, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский

А что, спрашивается, у «Трио ГКВ» обычное? Баланс современного, иногда радикально современного, и традиционного композиторского материала со свободной современной импровизацией; жанровые контрасты от острого гротескного марша до лирической баллады, от «полиметрического танго» (на 15/8!) до ориентализма энергичных «арабесок» — таков диапазон этого единственного в своём роде коллектива. Трио перемешивает чуть ли не все известные жанры, не оставаясь последовательно ни в одном из них. Интересные тембровые приёмы — «плач» трубы Гайворонского и его полувнятное бормотание через мундштук, почти аутентично фольклорное трио сопилок в начале одной из пьес, демпфированное фортепиано Кондакова, агрессивная игра смычком Волкова — существуют не сами по себе, а строго в контексте идеи композиции. Здесь блестяще решены вопросы формообразования — ни одна нота не выглядит лишней, даже в импровизациях. Но при таком сбалансированном подходе к форме музыка не лишается живости и естественности. Пожалуй, тут как нельзя более подходит слово «ирония»: при всей серьёзности замыслов музыканты подают весь материал так, будто всё, что происходит на сцене — лишь игра, в которую не может не втянуться даже самый взыскательный слушатель, становящийся соучастником происходящего.

Владимир Волков, Андрей Кондаков, Вячеслав Гайворонский (фото © Яна Бардаченко)
Владимир Волков, Андрей Кондаков, Вячеслав Гайворонский (фото © Яна Бардаченко)

Трио играет на фестивалях в Европе, США и России, а их альбом «В поисках стандарта» был отмечен изданием AllAboutJazz (Нью-Йорк) в списке самых интересных альбомов 2009 года.

Когда-то это был легендарный «тихий дуэт». Гайворонский и Волков работали вместе с 1979 года по середину 1990-х, когда каждый пошёл своим путём. А уже в начале нового столетия возникло трио, в котором третьим контрастным голосом стало фортепиано Андрея Кондакова.
ВИДЕО: Трио ГКВ в Москве, 2016

ДАЛЕЕ: подробности об участниках трио, контакты, билеты, ВИДЕО  Читать далее «К 70-летию трубача Вячеслава Гайворонского: Гайворонский-Кондаков-Волков с новой программой в Москве»

Осенний фестиваль в Архангельске восстанавливает исторический бренд «Международные Дни Джаза»

«Международные Дни Джаза» вновь приходят в Архангельск! Решив вернуть историческое название, которое стало брендом, широко известным в мире и принесшим городу заслуженную известность, бывший «Фестиваль Владимира Резицкого» остаётся верен принципам и памяти своего основателя — выдающегося саксофониста и бэндлидера, заслуженного артиста России Владимира Резицкого (1944-2001). Его целью, жизненным кредо было воспитать в Архангельске музыкантов и слушателей, восприимчивых к современному искусству, выбирающих непроторённые пути.

«Дни Джаза»-2017 соберут на архангельской земле музыкантов разных стран и направлений. В центре внимания — экспериментальные направления джазового искусства.

POSTER

В год своего юбилея на малую родину приедет Владимир Тарасов (Литва). Сказать о нём «барабанщик» — значит сказать о главном, но далеко не единственном в его творческой биографии. В круге его интересов — театр и визуальные искусства, литература, кино. Кроме выступления с оркестром «Круглый Бенд» саксофониста Алексея Круглова (Москва) на основной площадке фестиваля в Архангельском городском культурном центре (АГКЦ), Тарасов покажет в Гостиных дворах свою видеоинсталляцию.

Американский гитарист Морди Фербер и саксофонист из Израиля Леонид Сендерский представляют высочайший уровень мирового джазового исполнительства и собственное видение вектора развития современной музыки. Их партнёрами по ансамблю станут архангелогородцы Олег Юданов (барабаны) и Георгий Стрелков (бас). Ещё одно имя из числа самых интересных экспериментаторов свободной импровизации — гитарист Анхель Онтальва (Испания). Уже не единожды он играл с московским ансамблем Priot (пианистка Наталья Блинова — барабанщик Пётр Талалай), теперь их услышат и в Архангельске. Анхель Онтальва — ещё и самобытный художник, он привезёт с собой выставку своих картин.

Московская джазовая сцена делегировала на «Дни джаза» два ярких, очень непохожих друг на друга и смело экспериментирующих состава — «Ансамбль московских композиторов» трубача Андрея Соловьёва и Live People Ensemble пианистки Натальи Скворцовой.

Арт-Ансамбль: гитарист Тим Дорофеев, басист Николай Клишин, флейтист/вокалист Константин Седовин, барабанщик Олег Юданов
Арт-Ансамбль: гитарист Тим Дорофеев, басист Николай Клишин, флейтист/вокалист Константин Седовин, барабанщик Олег Юданов

«Дни джаза» — серьёзная проверка того, что сделали за прошедший год музыканты Архангельска. Особого внимания заслуживает яркий, много работающий «Арт-ансамбль», которым руководит гитарист Тим Дорофеев — не только музыкант, но и без устали работающий продюсер, организатор «Дней джаза» и множества других проектов. И, конечно, в их программе будут новые композиции, написанные Тимом и специальным гостем ансамбля — архангельским саксофонистом Виктором Хабаровым, и народная музыка, на сей раз от наших соседей-вологжан, фолк-проекта «И то, и сё». Включает фестивальная программа и выступления известного квартета единомышленников Arkhangelsk Jazz Friends, ансамбля пианиста Игоря Горькового. Ещё одно имя, всегда привлекающее интерес — архангельский видеохудожник Сергей Жигальцов, на сей раз представляющий инсталляцию «АртАрктика» и, как всегда, участвующий в живом концертном процессе.

Кроме концертов, «на полях» фестиваля пройдёт много интересных событий — международный семинар «Предпринимательство в музыкальной индустрии» совместно с компанией «Artecom», лекция ведущего исследователя джаза и журналиста Кирилла Мошкова (Москва) «Джаз в России: 95 лет», свободное дружеское общение музыкантов на джем-сешнз. И уже не в первый раз особую атмосферу создаст своим весёлым солнечным выступлением ультратрадиционалист Бернард Швентер (банджо, Швейцария).
ДАЛЕЕ: продолжение анонса «Международных Дней Джаза»-2017  Читать далее «Осенний фестиваль в Архангельске восстанавливает исторический бренд «Международные Дни Джаза»»

Впервые: форум-фестиваль Jazz Across Borders в Петербурге! Открыта регистрация участников шоукейсов

11 октября открывается регистрация джазовых коллективов для участия в шоукейс-фестивале в рамках первого в отечественной истории международного форума-фестиваля Jazz Across Borders («Джаз поверх границ», сокращённо — JAB), который пройдёт 17 и 18 ноября в Государственной Академической Капелле (Санкт-Петербург) в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Jazz Across Borders станет первой в истории России профессиональной площадкой для встречи представителей мирового и российского джазового сообщества, которая, помимо прочего, предоставит российским и зарубежным музыкантам уникальную возможность выступить перед ведущими продюсерами мира.

LOGO

Программа JAB состоит из четырёх частей:

  • Часть 1. JAB Conference — панельные дискуссии, круглые столы, мастер-классы и встречи представителей индустрии. В рамках конференции будут обсуждать актуальные проблемы и тренды индустрии, способы продвижения российских джазовых исполнителей за рубежом и зарубежных исполнителей в России, организацию гастролей и многие другие вопросы.
  • Часть 2. JAB Showcases — шоукейс-фестиваль российских и зарубежных джазовых исполнителей, который дает возможность показать свое творчество широкому кругу российских и зарубежных профессионалов музыкальной индустрии (промоутеров, программных директоров фестивалей, клубов, представителей лейблов, журналистов).
  • Часть 3. JAB Club Night — музыкальная программа в джазовых клубах Санкт-Петербурга.
  • Часть 4. JAB Gala — гала-концерт с участием американского вокалиста Кёрта Эллинга (Kurt Elling) и Московского джазового оркестра п/у Игоря Бутмана, который пройдёт 18 ноября на сцене Большого зала Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
Kurt Elling (photo © Anna Webber)
Kurt Elling (photo © Anna Webber)

JAB Conference соберёт в Санкт-Петербурге цвет мирового джазового сообщества: среди подтверждённых участников деловой программы — один из лучших вокалистов мира Кёрт Эллинг; пианист и музыкальный директор International Jazz Day Джон Бизли; продюсер Winter Jazz Festival (Нью-Йорк) Адам Шац, управляющий директор клуба Ronnie Scott’s (Лондон) Саймон Кук, создатели и продюсеры крупнейших джазовых фестивалей: Java Jazz Festival (Джакарта, Индонезия) — Питер Гонта; Jarasum Jazz Festival (Южная Корея) — «Джей Джей» Ин Че-чжин (인재진); Umbria Jazz (Перуджа, Италия) — Карло Паньотта; главный редактор американского журнала JazzTimes Ли Мёргнер, вице-президент старейшего джазового колледжа в США — бостонского Berklee College of MusicЛарри Симпсон, основатель и президент нью-йоркского лейбла Motéma Music Джана Херзен и многие другие.

JAB Showcases — это:

  • Возможность представить свою музыку и свой коллектив широкому кругу российских и зарубежных профессионалов музыкальной индустрии — промоутеров, программных директоров фестивалей, клубов, представителей лейблов, журналистов;
  • Бесплатное участие во всех мероприятиях JAB (кроме JAB Gala);
  • Особые условия на проживание в отелях Санкт-Петербурга (3, 4, 5 звёзд);
  • Бесплатная культурная виза (для иностранных участников);
  • Бесплатная аудиозапись выступлений на шоукейсе;
  • Предоставление всего необходимого технического обеспечения выступления (свет, звук, бэклайн).

Зарегистрироваться, а также найти всю актуальную информацию о сроках и условиях подачи заявок можно на сайте JAB. Международное экспертное жюри рассмотрит все заявки и выберет лучших из предлагаемых групп / исполнителей, которые и получат возможность выступить в рамках одного из слотов фестиваля.

Форма заявки и информационные материалы (информация о коллективе, материалы для прессы и аудио / видео файлы) должны быть загружены через онлайн-систему на сайте JAB не позднее 20 октября 2017 года.
Объявление результатов: результаты отбора будут объявлены не позднее 25 октября 2017 года.
ДАЛЕЕ: условия участия, организаторы, контакт  Читать далее «Впервые: форум-фестиваль Jazz Across Borders в Петербурге! Открыта регистрация участников шоукейсов»

Швейцарский квартет Straymonk покажет в Москве новую программу: от Монка и Мингуса — к Су

14 октября в Клубе Игоря Бутмана и 15 октября в Еврейском культурном центр на Никитской им. Ральфа Гольдмана состоятся выступления швейцарского джазового квартета Straymonk. Выступление 15 октября состоится в рамках цикла Михаила Митропольского «Импровизация нового века».

Straymonk — это Натанаэль «Нат» Су (Nat Su, альт-саксофон), Габриэль Дальвит (Gabriel Dalvit, альт-саксофон), Доминик Жиро (Dominique Girod, контрабас) и Йонас Рутер (Jonas Ruther, ударные). Первое впечатление обманчиво: внешне простой репертуарный квартет из Швейцарии на деле оказывается носителем бескомпромиссного джазового духа, и пиетет к традициям прошлого для ансамбля не менее важен, чем выражение собственного мнения современными средствами. «Старый джаз не может звучать более современно!» — так охарактеризовал журнал Schweizer Illustrierte первую работу джазового квартета из Цюриха «Strayhornmonk», на которой звучали произведения Билли Стрэйхорна и Телониуса Монка. Музыканты запомнили эту рецензию и, представляя второй альбом («Straymonk Plays Mingus»), ответили: «Да нет, может…» Посвященная многогранной музыке контрабасиста-революционера Чарлза Мингуса, эта запись показала всё её уникальное своеобразие, её гневный, сатирический, свободный дух.

Straymonk
Straymonk

Два альт-саксофона, контрабас и ударные – не самое стандартное решение для джазового квартета. Здесь не только нет гармонического инструмента — здесь ещё и совпадают тембральные голоса единственных полноценных солистов, Габриэля Дальвита и Ната Су (пусть даже они принадлежат к разным поколениям и могут продемонстрировать действительно разные мнения: Дальвит в своё время был студентом Су). Неудивительно, что Straymonk попросту пришлось быть богатыми на новые музыкальные решения, и неудивительно, что развитие группы идёт по нарастающей: если презентация первого альбома проходила в основном в крупных клубах Швейцарии, то со вторым группа отправилась за границу и представила свою музыку на суд ещё более широкой аудитории, в том числе и российской (в 2013 г.).

Сменив после выхода второго альбома басиста (вместо Андреаса Цитца в группу пришёл Доминик Жиро), группа постепенно сменила и программу. Третий альбом, «Pling», ансамбль представляет в России осенью 2017-го — это авторская музыка Ната Су. Вместо нового прочтения старых стандартов Straymonk демонстрируют теперь собственное, оригинальное видение того самого «традиционного» джаза, который сохранил до наших дней искренность и «кач», но незаметно повзрослел и даже в самых своих клубных и «развлекательных» формах стал куда более серьёзным искусством, чем принято думать.
ДАЛЕЕ: контакты, билеты, ВИДЕО!  Читать далее «Швейцарский квартет Straymonk покажет в Москве новую программу: от Монка и Мингуса — к Су»

Монкология для начинающих. Пианист и композитор Телониус Монк: к 100-летию со дня рождения

10 октября 2017 исполнилось 100 лет со дня, когда родился великий джазовый музыкант — пианист Телониус Монк. «Джаз.Ру» с удовольствием делает доступным для сетевой аудитории биографический очерк о Монке, который к 90-летию со дня его рождения подготовил для бумажного «Джаз.Ру» №7-2007 наш постоянный автор Николай Шиенок. Текст актуализирован для 2017 г.


Николай Шиенок,
фото: архив «Джаз.Ру»
NS

«…произведения Монка были для меня объектом тщательного исследования. К концу 50-х я закончил анализировать его музыку и был готов к встрече с ним. И это, наконец, произошло. Мы встретились в одном из амстердамских ночных клубов, и у нас был абсолютно сюрреалистический разговор. Я сидел со своей женой, а на столе стояла целая батарея напитков. Я увидел Монка и предложил посидеть с нами. Монк посмотрел на напитки и сразу согласился. Он сел в середину между нами. Я начал задавать ему разные вопросы о музыке, а он переадресовывал их моей жене, которая отвечала, что ничего не понимает… а мне говорил, что не понимает, о чём я спрашиваю. В конце концов я сказал: «Мистер Монк, а почему вы не играете «Criss Cross», которую записали 12 лет назад?» А он мне в ответ: «Criss Cross… Criss Cross… что-то я такой не помню…» — тогда я подошёл к роялю и сыграл её в точности, как она была записана, а потом вернулся к нашему столику и посмотрел на Монка. Но он был невозмутим: «Да, — говорит, — что-то припоминаю».

Из интервью нидерландского пианиста Миши Менгельберга екатеринбургскому радиоведущему Геннадию Сахарову, «Полный джаз 1.0», #43-2002

Thelonious Monk
Thelonious Monk

За окном стремительно катится к закату осенний день, сквозь который тут и там ещё проступают редкими яркими пятнами желто-красные кроны озябших деревьев. Самое время поставить на проигрыватель пластинку с этой самой «Criss Cross», плеснуть себе немного чего-нибудь покрепче (straight, no chaser! — в переводе монковская мелодия называется буквально «неразбавленный и без закуски». — Ред.) и в унисон звукам музыки приступить к сумбурным прихрамывающим размышлениям на тему «Монк как воля и представление».

Кажется, мы знаем о Монке всё. Но иногда — наоборот: кажется, что нам ничего о нём не известно. Этот парадокс настолько же органичен в приложении к Монку, как и все мифы, несообразности и несуразности, продолжающие витать вокруг его личности и его музыки.

Thelonious Sphere Monk
Thelonious Sphere Monk

Телониус Сфиэр Монк (Thelonious Sphere Monk, 1917-1982) был, наверное, самым непостижимым джазовым музыкантом прошлого века. По-прежнему загадочной остаётся его последовательная и невозмутимая приверженность собственной угловатой манере игры на фортепиано, несмотря на то, какое неприятие и даже оторопь она вызывала у многих музыкантов и слушателей. Эрик Найсензон в одной из своих книг вспоминает слова собственного отца, услышавшего игру Монка: «Четырёхлетний ребёнок и то лучше сыграет». И в этом своём мнении он до сих пор остаётся далеко не одиноким. Манера игры Монка и сейчас, спустя четверть века после его смерти, раздражает немалое количество людей. Бытует даже мнение, что именно ограниченные технические возможности Монка как пианиста заставили его, подобно Майлзу Дэйвису, выработать свой особый стиль, обратив недостатки в достоинства.
ВИДЕО: Thelonious Monk — «’Round Midnight» (1947)

ДАЛЕЕ: продолжение биографического очерка о Телониусе Монке  Читать далее «Монкология для начинающих. Пианист и композитор Телониус Монк: к 100-летию со дня рождения»