Всюду жизнь! На острове Хийумаа в Эстонии состоялся юбилейный Х фестиваль Sõru Jazz («Сыру Джаз»)

Олег Самородний
Фото: Kalli Samorodni
OS

В этом году юбилейный, десятый фестиваль джазовой музыки Sõru Jazz, проходящий на острове Хийумаа в Эстонии, выдался на славу. Великолепные зарубежные исполнители. Да и эстонский джаз, пожалуй, был представлен лучшими из лучших.

Антон Ревнюк, София Рубина
Антон Ревнюк, София Рубина

Насыщенная четырёхдневная концертная программа предоставляла гостям фестиваля обширный выбор впечатлений. Концерты проходили по всему острову, помимо традиционных площадок в рыбацких портах Сыру и Калана, также в портах Орьяку и Кярдла, которые принимают яхты и прогулочные катера.

Окрестности порта Сыру на о-ве Хийумаа
Окрестности порта Сыру на о-ве Хийумаа (фото © Ekaterina Kornilitsina)

Побывать на всех концертах было физически сложно, поэтому напишу только о том, что видел и слышал.

Maimu Jõgeda Trio
Maimu Jõgeda Trio

Фестиваль открывало молодёжное трио Майму Йыгеда, которая сама играет на аккордеоне, а её партнеры Лаури Кадалипп — на саксофоне и Мартин-Ээро Кырессаар — на контрабасе. Пожалуй, впервые на «Сыру Джаз» столь отчетливо звучали мотивы фолк-музыки, которые органично вплетались в джазовые импровизации. У трио выходят задумчивые композиции, не только вызывающие тёплые чувства в душе, но и побуждающие слушателей к медитативным размышлениям.

Anna Põldvee
Anna Põldvee

Примерно такая же, спокойная, не экспрессивная манера исполнения присуща и дуэту в составе Анны Пыльдвеэ (вокал) и Эрки Пярнойя (гитара), репертуар которых складывается из разных песен, неспешное течение которых — нет, не убаюкивает, — а умиротворяет, что ли, слушателей.

Jan Uuspõld
Jan Uuspõld

Вот где с лихвой бурлила экспрессия, так это на концерте популярного эстонского актёра Яна Ууспыльда, который со свойственной ему самоиронией блестяще исполнял как песни собственного сочинения, так и всемирно известные хиты, в основном рóкового происхождения. Не было даже намека на камерность, тем более, что концерт проходил в одном из ночных клубов в Кярдла. Сквозь громыхание тяжелого рока время от времени прорывался блюз, который виртуозно играл на гитаре Пауль Укадера. Вместе с ним свою лепту в это впечатляющее представление внесли Марек Тальтс (гитара), Рауль Вайгла (бас-гитара), Таави Керкимяэ (клавишные) и Петтери Хаса (ударные).

Joel-Rasmus Remmel, Heikko Remmel, Raivo Tafenau
Joel-Rasmus Remmel, Heikko Remmel, Raivo Tafenau

В рамках фестиваля один концерт прошел в недавно открывшемся в Кярдла пивном ресторане. Саксофонист Райво Тафенау и братья РеммельЙоэль (клавишные) и Хейкко (контрабас) — без видимых усилий, элегантно создали в ресторанном зале специальную атмосферу. Хотя, на мой вкус, джаз все-таки не очень вписывается в ресторанный интерьер.

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с фестиваля «Сыру Джаз» на острове Хийумаа  Читать далее «Всюду жизнь! На острове Хийумаа в Эстонии состоялся юбилейный Х фестиваль Sõru Jazz («Сыру Джаз»)»

Пётр Дмитриев, Радио JAZZ 89.1 FM: «Джаз — слишком высокий жанр, чтобы слушать его фоном»

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
CM

В московском вещательном регионе становится всё меньше и меньше джаза в радиоэфире. Закрытие авторских джазовых программ на государственных радиоканалах в течение последних трёх лет — только одна сторона этого процесса. Тем отраднее факт продолжения существования в Москве специализированной радиостанции Радио JAZZ 89.1 FM, которая работает с осени 2002 г. Летом 2014 г. станция вошла в состав «Мультимедиа Холдинга», в который входят также «Наше радио», «Best FM» и «Rock FM». До этого прежние версии «Радио Джаз» специализировались на «гладком джазе» (smooth jazz) и тому подобной комфортно-фоновой «новой музыке для взрослых» — именно так, New Adult Contemporary, назывался появившийся на рубеже 1980/90-х в Калифорнии американский радиоформат, в соответствие с которым (на совершенно иной слушательской базе) пытались привести номинально джазовую радиостанцию её прежние владельцы. Но после перехода станции к «Мультимедиа Холдингу» эфир Радио Jazz 89.1 FM начал быстро меняться, и радиостанция предприняла значительные усилия, чтобы стать более заметным игроком на музыкальном рынке — причём именно в джазовом его сегменте. Тут и вручение ежегодной премии «Все цвета джаза», среди лауреатов которой за три года — и саксофонист, бэндлидер и продюсер Игорь Бутман, и пианист, композитор и бэндлидер Анатолий Кролл, и лидер российской джазовой педагогики саксофонист Александр Осейчук, и продюсер фестивалей «Усадьба Джаз» Мария Сёмушкина, и главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. Тут и активная информационная поддержка множества джазовых проектов московского региона — фестивалей, концертов, выпуска альбомов… В сентябре 2016 тогдашний программный директор Радио Jazz 89.1 FM Анна Рогачёва заявила о стремлении радиостанции активнее участвовать в джазовой жизни Москвы в ходе панельной дискуссии «Продвижение российских джазовых артистов и самоорганизация джазового сектора музыкального рынка», которая прошла в рамках работы впервые организованного объединённого стенда «Российская джазовая сцена» на выставке NAMM MusikMesse Russia (см. репортаж «Джаз.Ру»).

Вообще говоря, мы много писали об изменениях в эфирной политике «Радио Джаз»: достаточно вспомнить публикации «Джаз.Ру» 2002, 2003, 2014, 2016 годов. Так что мы не можем не осветить и ещё одно изменение: с марта 2017 у Радио Jazz 89.1 FM новый программный директор — Пётр Дмитриев, который раньше работал на этой же станции музыкальным редактором. И вот редактор «Джаз.Ру» встретился с новым PD станции, чтобы побеседовать с ним о том, что и как меняется в эфире единственной джазовой станции московского вещательного региона.

Пётр Дмитриев
Пётр Дмитриев

Давайте начнём с главного. Смена программного директора на станции обычно ведёт к изменениям в эфире. Что ваше назначение означает для станции, что будет меняться и что меняется уже сейчас?

— Радио JAZZ 89.1 FM часто включают, чтобы послушать фоном приятную музыку. Нам было важно выйти на новый уровень. Ведь джаз — слишком высокий жанр, чтобы слушать его только фоном. Это было довольно рискованно. Вдруг люди хотят именно фоновое радио, и чтобы оно таким и оставалось? Тем не менее, на воскресный вечер мы поставили в эфирную сетку первую тематическую программу — «Концерт-холл». Это был уже не просто стандартный плейлист, а целый концерт. Потом понемногу решили давать небольшие комментарии между песнями. Так у радиостанции появился голос.

Затем у нас появились две авторские программы. Одна из них называется «Год музыки», её ведет Нарек Арутюнянц. Он выбирает какой-то определенный год и рассказывает об интересных и запоминающихся событиях этого года в джазовой и околоджазовой музыке, а также в мировой истории.

Вторая программа — «Ритмы». Ведущего зовут Анатолий Айс. У него огромная коллекция джазовой и довольно редкой музыки. В программе звучит много неосоул и фанка разных периодов, а иногда даже почти хип-хоп на джазовый манер.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью нового программного директора Радио Jazz 89.1 FM Петра Дмитриева  Читать далее «Пётр Дмитриев, Радио JAZZ 89.1 FM: «Джаз — слишком высокий жанр, чтобы слушать его фоном»»

Фестиваль «Усадьба Jazz» в подмосковной усадьбе Архангельское состоится в 14-й раз: полный анонс

1 июля на территории подмосковного Музея-усадьбы «Архангельское» пройдёт четырнадцатый фестиваль «Усадьба Jazz». На четырёх сценах на обширной территории исторической усадьбы князей Юсуповых в течение единственного дня фестиваля выступят более 20 коллективов из России, США, Великобритании, Израиля, Грузии, Норвегии, Польши. Кроме Подмосковья, в этом году «Усадьба Jazz» пройдёт в течение следующих двух месяцев также в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже и Сочи (горнолыжный курорт Горки Город) — точные даты и площадки см. в конце этого анонса.

Архангельское. Вид от дворца Юсуповых на площадку «Партер»
Архангельское. Вид от дворца Юсуповых на площадку «Партер»

Мария Сёмушкина— Вот уже без малого пятнадцать лет фестиваль дает старинным русским усадьбам новую жизнь, — рассказывает генеральный продюсер фестиваля Мария Сёмушкина. — Весь год мы ищем артистов, которые несут новую музыкальную энергию, и бережно помещаем их в уникальные пространства дворянских гнёзд, вновь открывая их для публики.

Программа «Усадьбы»

Наиболее массовая площадка подмосковного фестиваля — сцена «Партер» на главном газоне Архангельского. Здесь традиционно звучит популярная музыка с небольшими вкраплениями джазовых элементов (как, скажем, на основных площадках крупнейшего европейского джаз-фестиваля в Монтрё). В этом году здесь произойдёт первое в Москве выступление израильской актрисы и певицы эфиопского происхождения Эстер Рада (Ester Rada). В ее творчестве смешались джаз, r’n’b, соул, фанк и колдовской вокал в лучших традициях Нины Симон и Эллы Фицджералд. Специальный сет отыграет талисман «Усадьбы Jazz» Нино Катамадзе & Insight — грузинская исполнительница выступала на фестивале в Москве рекордные 10 раз. Особую программу представит гостям фестиваля певец и телеведущий Алексей Чумаков. К ним присоединится российско-американская группа Pompeya — резиденты музыкальных фестивалей в Техасе и в Нью-Йорке, а также победитель прошлогоднего конкурса молодых исполнителей «Усадьбы Jazz» в Сочи — группа Shoo во главе со студенткой Гнесинки и бостонского музыкального колледжа Бёркли Шуней Балашовой.

Nils Petter Molvær (фото © Анна Филипьева, «Джаз.Ру»)
Nils Petter Molvær (фото © Анна Филипьева, «Джаз.Ру»)

Собственно джаз на «Усадьбе» звучит главным образом на сцене «Аристократ» во внутреннем дворе главного здания усадьбы на холме над «Партером». Главными звёздами этой площадки станут норвежский ню-джазовый трубач Нильс-Петтер Молвер (Nils Petter Molvær) и нью-йоркский соул-певец и гитарист Рауль Мидон (Raul Midon). Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова представит программу «Джаз в бабочках», а народный артист РФ, легендарный саксофонист Алексей Козлов выступит с нынешней инкарнацией своей группы «Арсенал», существующей с 1973 г. К программе присоединятся Visegrád Quintet — группа музыкантов из стран «Вышеградской четвёрки»: пианист из Польши Михал Чещельский, чешский трубач Мирослав Глоукал, ударник Адам Голицкий — самый заметный музыкант гданьской джазовой сцены, словацкий контрабасист Роберт Раган-младший и венгерский саксофонист Шандор Мольнар.

«Арсенал»: Юрий Погиба, Евгений Шариков, Алексей Козлов, Аркадий Баклагин
«Арсенал»-2017: Юрий Погиба, Евгений Шариков, Алексей Козлов, Аркадий Баклагин

ДАЛЕЕ: продолжение анонса фестиваля в Архангельском  Читать далее «Фестиваль «Усадьба Jazz» в подмосковной усадьбе Архангельское состоится в 14-й раз: полный анонс»

Челябинская филармония выпустила фотокалендарь к юбилейным датам российского джаза

Наталья Риккер,
Челябинск
Фото: Надежда Пелымская, Евгения Маркова
NR

3 и 4 июня в Челябинске в рамках XVI Международного джазового фестиваля «Какой удивительный мир» состоялась презентация джазового фотокалендаря. Уникальное для Южного Урала издание лимитированным тиражом выпустила в свет Челябинская государственная филармония.

Календарь на 2018 год торопились напечатать к первым выходным июня 2017-го — традиционному времени проведения фестиваля. Приурочили его к нескольким юбилейным датам, чрезвычайно важным для джазового сообщества. Главная дата — 95-летие отечественного джаза. Отсчёт, напомним, ведётся от первого концерта «Первого в РСФСР эксцентрического оркестра — джаз-банда Валентина Парнаха», состоявшегося в Москве 1 октября 1922 года на сцене Центрального техникума театрального искусства (ныне — ГИТИС). Как известно, Парнах стал не только основоположником нового направления советской музыки, но и первым написал слово «джаз» на русском языке.

Джаз-оркестр Анатолия Хайкина, 1930-е гг. Руководитель оркестра — третий слева в переднем ряду (со скрипкой)
Первопроходцы джаза в Челябинске: Джаз-оркестр Анатолия Хайкина, 1930-е гг. Руководитель оркестра — третий слева в переднем ряду (со скрипкой)

ОБЛОЖКАСледующая годовщина причастна к джазу Южного Урала, которому в текущем году исполняется 85 лет. Основателем местного джазового движения принято считать скрипача Анатолия Абрамовича Хайкина, который в 1932 году собрал джаз-оркестр в ресторане «Гигант». Ресторан строился как объект соцкультбыта Челябинского тракторного завода. Торжественный запуск колосса тяжёлой промышленности СССР состоялся годом позже — 1 июня 1933 года, но уже с 1929 года облик восточной окраины города необратимо менялся. В Челябинск на великую стройку ехали десятки тысяч специалистов. Руководство будущего завода, заботившееся о досуге тракторостроителей, открыло при фабрике-кухне ЧТЗ большой современный ресторан, названный народно-поэтическим именем завода «Гигант» (в настоящее время ресторан не существует). Музыка там должна была звучать тоже современная. Джазовое наполнение программы поручили Анатолию Хайкину, руководителю камерного оркестра челябинского радиоузла. Джазовый состав Хайкина стал в Челябинске одним из самых популярных и востребованных эстрадно-джазовых коллективов 1930-х годов: играл в ресторанах, парках, кинотеатрах, на городских мероприятиях.

Третья круглая дата, символически отражённая в календаре, связана с Челябинской государственной филармонией, которая в 2017-м празднует юбилейный 80-й сезон и с момента своего основания имеет немалое отношение к джазу. В оркестре Хайкина играли артисты симфонического оркестра филармонии. Кроме того, с самого начала своей деятельности филармония знакомила челябинцев с творчеством мастеров советского и зарубежного джаза и эстрады: приглашала оркестры Бориса Ренского, Якова Скоморовского, Виктора Кнушевицкого и многих других. И это направление остаётся весьма примечательным в настоящее время. Достаточно сказать, что в наши дни на базе Челябинской филармонии проводится несколько крупных фестивалей джаза: «Какой удивительный мир» (художественный руководитель — народный артист России трубач Игорь Бурко), «Джаз на большом органе» (художественный руководитель — народный артист России органист Владимир Хомяков), Фестиваль музыкального юмора с Игорем Бутманом, «Гитарные форумы» (художественный руководитель — гитарист Валерий Сундарев). Ежемесячно на сцене концертного зала им. С.С. Прокофьева выступают штатные джазовые ансамбли во главе с «Уральским диксилендом», множество джазовых гастролёров.

И наконец, четвёртый существенный повод для выпуска календаря — 75-летний юбилей бэндлидера, дирижёра, аранжировщика, педагога заслуженного артиста России Станислава Васильевича Бережнова, который он встречает тоже в 2017-м.

Собственно сама идея издать джазовый календарь принадлежит директору филармонии Алексею Николаевичу Пелымскому; разработка её была поручена автору этой статьи и дуэту дизайнеров — Анастасии и Михаилу Шевелёвым. Эта же команда в настоящий момент работает над будущей книгой — летописью челябинского джаза. Логика книги — в движении от прошлого к настоящему, в демонстрации джаза в лицах — легла в основу календаря. На его страницах с января по декабрь 2018 года представлены ведущие джазовые деятели и коллективы Челябинска и Южного Урала: Анатолий Хайкин, его сын дирижёр Александр Хайкин, трубач Исаак Гельфгат, дирижёры Анатолий Кролл, Олег Тергалинский и Станислав Бережнов со своими оркестрами, оркестр Гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса, ансамбль «Уральский диксиленд», флейтист и композитор Георгий Анохин, участники фестиваля «Какой удивительный мир» и, разумеется, светлое будущее южноуральского джаза — воспитанники детской джазовой студии «Бэби-джаз».

Публикация исторических фотографий требовала большой архивной работы. Благо, что потомки пионеров челябинского джаза живы и с воодушевлением согласились помогать как в издании книги, так и в издании календаря, ведь такого рода публикации для Челябинска беспрецедентны. На сегодня история джазового движения на Южном Урале отражена в немногочисленных статьях в периодической печати и фрагментарно — в энциклопедии «Челябинск». Труда, который объединил бы и систематизировал всю эту информацию, пока нет. Это в свою очередь рождает целый ряд проблем, например, при преподавании истории местного эстрадно-джазового исполнительства в музыкальных вузах.

Страница, посвящённая Анатолию Хайкину
Страница, посвящённая Анатолию Хайкину

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о джазовом фотокалендаре и фестивале «Какой удивительный мир»  Читать далее «Челябинская филармония выпустила фотокалендарь к юбилейным датам российского джаза»

В центре Санкт-Петербурга в 13-й раз состоится фестиваль под открытым небом «Петроджаз»

LOGOXIII международный музыкальный фестиваль «Петроджаз» пройдёт в Санкт-Петербурге с 14 по 16 июля. «Петроджаз» — фестиваль на открытом воздухе — берёт начало от Петропавловского джаз-фестиваля, впервые состоявшегося в 2003 г. В 2017-м фестиваль «Петроджаз» состоится в самом центре Санкт-Петербурга, на площади Островского, и вход на фестиваль вновь будет бесплатным для всех. За последние годы в «Петроджазе» произошли революционные изменения. Теперь в фестивале участвуют не только музыкальные ансамбли, но и танцевальные студии, а география фестиваля шагнула за пределы России: с 2015 года «Петроджаз» проводится в Таллине (Эстония) и стал партнёром Клайпедского джаз-фестиваля.

POSTER

В этом году фестиваль подготовил обширную программу: от классики, соул и блюза до этно-рока и авангардных импровизаций в исполнении самых ярких представителей джаза и world music из многих стран мира. Все три дня фестивальные концерты будут идти с 15 до 22 часов: семь часов музыки каждый день! Следуя идее фестиваля «вернуть джаз на танцпол», в перерывах между выступлениями музыкантов для всех желающих будут проводиться мастер-классы по джазовому танцу (степ, линди-хоп, сальса, блюз и др.) Кроме того, запланирован большой музыкальный телемост, который свяжет площадь Островского в Петербурге и сцену «Дней Моря» в Таллине, где в это же время будет также проходить эстонская версия фестиваля «Петроджаз».

Программа «Петроджаз 2017» — это более 20 коллективов из США, Дании, Испании, Финляндии, Германии, Венгрии, Швейцарии, Эстонии, Литвы, Латвии и, конечно же, России. Впервые в фестивале примет участие оркестр Санкт-Петербургской Филармонии джазовой музыки, а самый авторитетный в Санкт-Петербурге, популярный в нашей стране и за рубежом джазовый музыкант, получивший поистине всемирное признание — народный артист РФ Давид Голощёкин — выступит на «Петроджазе» со своим «Ансамблем джазовой музыки», объездившим весь мир.

Среди участников фестиваля «Петроджаз 2017»:

  • джаз-фанковая группа из Риги Very Cool People. «Очень крутые люди», основываясь на джазе и фанке, включая влияния рока и хип-хопа, с помощью самых современных инструментов создают современную, сложную, но доступную музыку для широкой аудитории.
  • эстонский коллектив психоделического джаза Еstrada Оrchestra. Музыканты, одержимые джазом, импровизируют между психоделией и авангардом. В этом году «Эстрада оркестра» выпускает свой второй LP «Jazzbeatjäätis», а предыдущий альбом буквально разлетелся с полок европейских магазинов.
  • группа из Санкт-Петербурга, играющая в собственном стиле jazz-n-dance — Ellina R. «Фронтвуман» группы Эллина Решетникова — первый в России сольный исполнитель, выступающий на большой сцене с вокальным лупером (устройством записи и воспроизведения звуковых «петель»), используя для создания песни только свой голос. Группа органично вплетает сольный жанр livelooping в работу с бэндом, создавая поистине уникальные аранжировки.
  • Djabe — одна из самых популярных венгерских этно-фьюжн групп с момента своего основания в 1995 году. Коллектив получил признание и завоевал множество наград в Венгрии и по всему миру. Музыканты Djabe играют необыкновенную музыку, в которой элементы джаза гармонично сочетаются с венгерскими народными мотивами и этнической музыкой.
  • Dizzy Dutch Duck — группа, основанная петербургским тромбонистом и аранжировщиком Антоном Боярских как выпускной проект магистра в Амстердамской консерватории. Основываясь на фундаментальных знаниях классической композиции, бибопа, модального джаза и пр., используя традиционные акустические и электронные музыкальные инструменты (тромбон, саксофон, гитара, синтезатор, ударные и др.) и цифровую технику (процессоры звуковых эффектов, модуляторы и т.п.), D.D.D. создаёт современную музыку в реальном времени в присутствии слушателя.
  • 2×2 Saxophone Quartet — квартет профессиональных саксофонистов из Санкт-Петербурга, исполняющий джазовые стандарты и популярную музыку в оригинальной джазовой обработке. Коллектив славится фирменным «биг-бэндовым» звучанием, характерным для джазовых оркестров эпохи свинга, а также зажигательными соло.

Лидером танцевальной программы фестиваля станет Роксана Баттерфляй — танцовщица и хореограф. Родом из Тулона (Южная Франция), она сейчас постоянно проживает в Америке. Известная своим концептуальным подходом к форме и смелым музыкальным экспериментам, Butterfly стала значимой фигурой на международной сцене с начала девяностых. Псевдоним «Баттерфляй» придумала ее наставник, танцовщица Джимми Слайд из-за её легкого и быстрого танцевального стиля. Её многочисленные и смелые совместные проекты с исполнителями арабской музыки, фламенко, джаза и world music преображают музыкальный ландшафт в Америке и Европе. С именем Роксаны связан и специальный проект фестиваля: танцовщица и в России продолжит снимать свой документальный фильм, посвящённый существованию детей с синдромом Дауна в современном обществе. Главная героиня документальной картины — её маленькая дочь.

Фестиваль проходит при поддержке Правительства Санкт-Петербурга.
ДАЛЕЕ: программа фестиваля «Петроджаз 2017» 
Читать далее «В центре Санкт-Петербурга в 13-й раз состоится фестиваль под открытым небом «Петроджаз»»

Петербургский гитарист Гасан Багиров: юбилейное интервью для «Джаз.Ру»

16 мая отметил 50-летие петербургский джазовый гитарист Гасан Багиров, а 19 мая в Санкт-Петербургской Филармонии джазовой музыки состоялся концерт, посвященный этому событию. С Филармонией джазовой музыки Гасана Багирова связывает многолетняя дружба, которая началась с победы на джазовом конкурсе имени Дюка Эллингтона. Тогда, в 1993 г., основатель Филармонии — мультиинструменталист Давид Голощёкин — заметил талантливого музыканта и предложил ему сотрудничество. Последовали совместные проекты: цикл концертов «Вечер джазовой скрипки», ансамбль «Четверо»…

Гасан Багиров
Гасан Багиров

А начинал Гасан Багиров творческий путь с хорового училища при Санкт-Петербургской капелле, а затем за его плечами оказались и училище им. Мусоргского, и Санкт-Петербургский государственный университет (институт) культуры, но уже по специальности «джазовая гитара». Сейчас у музыканта очень насыщенная творческая жизнь: концерты, гастроли и работа в качестве музыкального руководителя нового петербургского джазового ресторана, White Night (набережная реки Фонтанки, 59): концерты и джемы там проходят каждый день. Музыкант ведёт также активную педагогическую деятельность в Санкт-Петербургском институте культуры.

Гасан Багиров добрый, светлый и очень общительный человек. Конечно, время для интервью было найти не так просто, но нам всё-таки удалось встретиться и поговорить.

У Гасана Багирова-исполнителя и Гасана Багирова-слушателя одинаковые предпочтения в музыке?

— Я считаю, что любая музыка имеет право быть — как и любой театр, только если это не театр абсурда. Исполняю я то, что мне близко, то, что я слышу внутри. А как слушатель, я воспринимаю разную музыку обожаю Чайковского, Моцарта, Баха. Полифония действует на меня магически. Я слушаю и вокалистов — и не только джазовых: эстрадных и конечно, классических. Мне интересно, как артисты ведут себя на сцене, любопытны их вокальные приёмы, то, как они подают материал и т.д. Конечно, то, что я слушаю — это гораздо шире того, что я исполняю. А мои основные темы — джаз, блюз, фламенко-джаз и классика в джазе. И я заметил, что ко всему этому есть огромный интерес не только в Петербурге, но и в других городах России.

Джаз, блюз, фламенко-джаз, классика в джазе… А трудно ли вам перестраиваться с одного стиля на другой?

— Раньше было трудно, потому что надо было «лезть далеко на полку», чтобы приблизить стиль к себе, вложить внутрь, скажем так, в оперативную память. Сейчас это гораздо проще, всё настолько уже на «рабочем столе» — все проекты, все разные стили… но не всегда удается сделать такие программы. Полистилистика в одном концерте — это сложно, но интересно!

Гасан Багиров
Гасан Багиров

А как публика воспринимает фламенко-джаз?

— Это самая популярная программа. На концертах всегда аншлаг. Даже те люди, которые далеки от джаза и гитары, говорят, что фламенко их очень вдохновляет на какие-то свершения. И я верю в это, потому что фламенко — энергичная музыка с зажигательными ритмами, и наверняка ещё и многовековая история этого стиля как-то магически действует на людей. И когда на сцене есть акустическая гитара, я всегда исполняю фламенко-джаз, потому что на электрогитаре эта музыка звучит намного мягче. Вообще в целом это другая эстетика звука.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью Гасана Багирова, ВИДЕО  Читать далее «Петербургский гитарист Гасан Багиров: юбилейное интервью для «Джаз.Ру»»

Интервью «Джаз.Ру». Бас-гитарист Антон Давидянц: «Мы любим поднимать планку — так интереснее»

Анна Чистоделова AC

Помните, как 12 мая музыканты проекта Dam’nсo во главе с барабанщиком Дамьеном Шмиттом раскачали чопорный зал ЦДХ на Крымском валу? «Новое лицо французского джаза» явно пришлось по вкусу московской публике: многие назвали зрелище с предсказуемым названием «From Paris With Love» лучшим за последние несколько лет. Организаторы — клуб Алексея Козлова и его арт-директор Араик Акопян — не ошиблись ни с площадкой, ни с приглашенной командой. Сразу по окончании действа коллектив улетел в Самару, где состоялся финальный концерт «русского» тура группы. Оттуда французы взяли курс на Париж, а единственный российский участник проекта и его продюсер — басист Антон Давидянц — после многочисленных гастролей наконец вернулся в Москву, где дал эксклюзивное интервью «Джаз.Ру», рассказав не только об игре с Dam’nсo, но и о других вехах своей непростой музыкальной биографии.

Антон Давидянц
Антон Давидянц

Антон, какие впечатления у команды после большого турне?

— Оно было не таким уж большим: мы посетили всего четыре российских города, хотя эмоций действительно получили как от мирового тура. Краснодар, Питер, Москва и Самара встречали нас более чем тепло, мои французские друзья остались очень довольны. Это не первый наш проект с Дамьеном, но бесспорно лучший, потому что мы любим поднимать планку — так интереснее. И я рад, что наши восторги совпадают со зрительскими.

Вы привезли проект на свой страх и риск. Нравится выступать в роли продюсера?

— Не сказал бы. Но у меня нет иного выхода: никто не занимается прокатом артистов в жанре фьюжн, и, если я хочу поиграть именно с этим составом, вынужден что-то придумать.

Как вам удалось подбить французов на не самый, будем реалистами, прибыльный тур?

— Главное, что не убыточный (смеётся). Да и не только деньгами измеряется успех шоу, все это прекрасно знают. Каждая новая площадка приносит что-то бесценное. В Петербурге, например, мы сняли видео концерта с восьми камер. Скоро выпустим хороший тизер.

Dam'nco с участием Антона Давидянца в ЦДХ (стоп-кадр с YouTube)
Dam’nco с участием Антона Давидянца в ЦДХ (стоп-кадр с YouTube)

А как познакомились с Дамьеном?

— Эта история началась в 2010 году. Мы с гитаристом Фёдором Досумовым основали трио, но барабанщики все время менялись — одни сами надолго не задерживались, другие нам не подходили, знакомая ситуация. А мы с Федей, как творческие люди, были, конечно же, в постоянном поиске новых нюансов. И однажды решили попробовать другую школу. Выйти на иной уровень не только мастерства, но и стиля. Я знал, что Франция в этом смысле очень богата. Не умаляя достоинства фьюжн-сцен Германии, Испании с её Барселоной, Латвии и Португалии, скажу, что такого количества звёзд и такого уровня игры, как в Париже, я не встречал более нигде.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью Антона Давидянца, ВИДЕО  Читать далее «Интервью «Джаз.Ру». Бас-гитарист Антон Давидянц: «Мы любим поднимать планку — так интереснее»»

Смена поколений. Объявлены имена лауреатов премии «Мастера джаза» 2018 года

12 июня в столице США Вашингтоне были объявлены имена лауреатов премии «Мастера джаза Национального фонда искусств» (NEA Jazz Masters). Как и в прошлом году, лауреаты 2018 года получат премии в размере 25 000 долларов каждый. 2018-го — потому что Национальный фонд искусств объявляет в летнем сезоне имена лауреатов следующего года.

Национальный Фонд искусств США, который присуждает премию — государственное учреждение. Таким образом, премия «Мастер джаза», которая, по своему статуту, может быть вручена только ныне живущему артисту — высочайшее для американского джазмена государственное отличие.

Todd Barkan, Joanne Brackeen, Dianne Reeves, Pat Metheny
Todd Barkan, Joanne Brackeen, Dianne Reeves, Pat Metheny

К именам почти полутора сотен людей джаза, уже удостоенных этого отличия, теперь добавлены ещё четыре. Это:

  • вокалистка Дайанн Ривз (Dianne Reeves);
  • пианист и преподаватель Джоэнн Бракин (Joanne Brackeen);
  • гитарист Пат Мэтини (Pat Metheny);
  • а также удостоенный специальной премии имени Эй Би Спеллмана «Пропагандист джаза» (A.B. Spellman NEA Jazz Masters Award for Jazz Advocacy) продюсер джазовых альбомов Тодд Баркан (Todd Barkan).

Церемония вручения премии и концерт в честь лауреатов, как обычно, состоится в следующем году, а именно — 16 апреля 2018 в Кеннеди-Центре в Вашингтоне. Вход на концерт будет бесплатным, а для тех, кому не хватит места в зале, будет организована общедоступная интернет-трансляция.

Журнал «Джаз таймс» отмечает, что выбор «Мастеров джаза» этого года знаменует смену поколений в джазе: двое из свежих лауреатов — Ривз и Мэтини — ещё только приближаются к категории «джазовых старейшин», а нынешнее поколение слушателей и критиков ещё помнит их молодыми, ведь обоим чуть за 60, и на большую джазовую сцену они вышли в конце 1970-х (Пат) и начале 80-х (Дайанн) как представители поколения фьюжн. Джоэнн Бракин старше, ей 78, и в начале карьеры она играла в ансамблях Стэна Гетца и Джо Хендерсона. В джазовом образовании она известна как профессор бостонского колледжа Бёркли и нью-йоркского университета Новой Школы. 70-летний Тодд Баркан в 1972-83 гг. руководил лучшим джаз-клубом Сан-Франциско Keystone Korner, а затем переехал в Нью-Йорк и стал известным продюсером джазовых альбомов. В последние годы он также занимался программами клубов Dizzy’s Club Coca-Cola (часть организации «Джаз в Линкольн-центре») и Iridium.

Отметим, что в этом году Национальный фонд искусств присудил четыре премии, а не пять, как обычно. Возможно, это связано со сложным положением Фонда, который новая вашингтонская администрация намерена лишить государственного финансирования.

ВИДЕО: Дайанн Ривз «Tango Du Jour» (выступление на праздновании Международного Дня джаза в Стамбуле, 2012)




В подмосковном музее Горки Ленинские состоится III международный фестиваль «Джазовые сезоны»

8 и 9 июля в подмосковном музее-заповеднике Горки Ленинские в третий раз состоится международный фестиваль «Джазовые сезоны», который представляет компания Igor Butman Music Group.

Старинной усадьбой Горки в ближнем Подмосковье в позапрошлом веке владели могущественные купеческие семьи — последней владелицей была вдова промышленника Саввы Морозова. После революции усадьба была национализирована и стала пригородной резиденцией новых властей. В начале 1920-х гг. здесь прошли последние месяцы жизни председателя Совета народных комиссаров Владимира Ульянова, известного всему миру под партийной кличкой «Ленин».

Сцена фестиваля
Сцена фестиваля

Вот уже третий год в середине лета в Ленинских Горках проводится джазовый фестиваль под открытым небом. Многие любители джаза полюбили «Джазовые сезоны» в Горках за сочетание очаровательной неброской подмосковной природы заповедника, камерной, почти семейной атмосферы и первоклассного состава участников, отобранных лично продюсером фестиваля Игорем Бутманом.

В этом году фестиваль пройдёт 8 и 9 июля, и его участниками станут легендарная американская фьюжн-группа Oregon, которая возвращается в Россию спустя почти 15 лет, ведущий вокалист британской команды Incognito Тони Момрелл с сольным соул-проектом, один из лучших биг-бэндов мира — Московский джазовый оркестр п/у Игоря Бутмана, трио уникального пианиста и вокалиста Олега Аккуратова, этно-джазовый проект Zventa Sventana звезды шоу «Голос» Тины Кузнецовой и множество других музыкантов — всего 10 коллективов, включая The Project Of The Future феноменальной 13-летней вокалистки, пианистки и композитора Ярославы Симоновой, LRK Trio и солистов оркестра Игоря Бутмана — Евгения Побожего и Сергея Долженкова, группу пианистки Юлии Перминовой и барабанщика Игната Кравцова Amber Sept и др. За фьюжн и фанк будут отвечать трубач Вадим Эйленкриг со своим коллективом и группа New Allegro легендарного пианиста Николая Левиновского при участии Игоря Бутмана.

Ральф Таунер, лидер Oregon (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2016)
Ральф Таунер, лидер Oregon (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2016)

На фестивале будет представлена специальная игровая зона для детей, музыкальный интерактив, а также расширенный «фудкорт» (зона общественного питания). Фестиваль традиционно проходит при поддержке Губернаторской программы «Наше Подмосковье». Детям до 10 лет вход бесплатный.

ДАЛЕЕ: полное расписание концертов фестиваля, справки, как проехать  Читать далее «В подмосковном музее Горки Ленинские состоится III международный фестиваль «Джазовые сезоны»»

In Memoriam. Ветеран московской джазовой сцены — контрабасист Владимир Чернов (1945-2017)

Композитор Олег Степурко OS

5 июня ушёл из жизни джазовый контрабасист Владимир Чернов. Харизматичный музыкант, участник самых важных джазовых событий в СССР, включая участие в Московских джаз-фестивалях, записи на пластинках «Джаз-65» и «Джаз-67» и выступления в «Кафе Молодёжное». Володя также стоял у истоков джазового образования в СССР, когда ещё не существовало никаких пособий на русском языке и педагоги сами были живыми учебниками.

Владимир Чернов. «Кафе Молодёжное», 1967
Владимир Чернов. «Кафе Молодёжное», 1967

Он родился в 1945 году в семье научных работников. Его отец, Василий Степанович Чернов, был ученый-химик, строивший химические объекты в разных странах советского блока, поэтому детство Володи прошло в Болгарии, где отец возводил промышленный объект. Оттуда же были привезены купленные отцом джазовые пластинки, которые Володя впоследствии давал слушать своим друзьям. Музыкой он начал заниматься в музыкальной школе: первоначально играл на баяне, но вскоре самостоятельно освоил контрабас.

Джазом Чернов стал увлекаться в 15 лет, когда на концерте познакомился с пианистом Виктором Фридманом. Вот как об этом пишет Виктор в своём очерке «Джаз в моей жизни» (бумажная версия журнала «Джаз.Ру», №5-2013):

Среди записей, которые постоянно тогда, на рубеже пятидесятых-шестидесятых, крутились на моём магнитофоне, было несколько переписанных пластинок Фрэнка Синатры и Бинга Кросби — таковыми записями меня постоянно снабжал мой товарищ Володя Чернов, который от баяна перешел к контрабасу и, естественно, увлекался джазом.

Владимир Чернов, Виктор Фридман (фото из личного архива В. Фридмана)
Владимир Чернов, Виктор Фридман (фото из личного архива В. Фридмана)

Тогда же Чернов создал оркестр. Виктор Фридман продолжает:

Володя Чернов познакомил меня со своим кругом, в который входил его двоюродный брат Костя Чернов, прилично игравший на трубе, друг Кости саксофонист Володя Голембиевский (они вместе состояли в эстрадном оркестре уже не помню какого клуба) и фактурный юноша, похожий на Пьера Безухова, по имени Володя Кравченко, который, без сомнения, родился пианистом-виртуозом. Мы часто встречались, обменивались записями, делились маленькими открытиями в гармонии, стилистике и прочем — никаких учебных пособий в те времена не было в помине, надо было полагаться на свои уши и уши друзей.

По-разному, как водится, сложились судьбы этих ребят: Костя сравнительно рано ушёл из жизни. Володя Голембиевский некоторое время играл (с 1963) в оркестре юного Анатолия Кролла, а затем я потерял его из виду. Володя Чернов окончил факультет восточных языков Московского университета (ныне ИСАА МГУ), в конце 60-х, будучи арабистом, был направлен в Египет и полгода провел в окопах на израильской границе, но впоследствии всё же вернулся к музыке. Феноменальный талант Володи Кравченко остался, к огромному сожалению, мало кому известен, хотя, несмотря на пристрастие к спиртному, он до конца жизни играл потрясающе…

Все, кто знал Володю, отмечали его интеллигентность, мягкость в общении — и этим он очень выделялся среди лихих, хулиганствующих джазменов. Вот почему он часто был душой компании, и друзья любили приглашать его в походы.

Владимир Чернов и Виктор Фридман в байдарочном походе на реке Ахтуба (приток Волги)
Владимир Чернов и Виктор Фридман в байдарочном походе на реке Ахтуба (приток Волги)

ДАЛЕЕ: продолжение биографического очерка  Читать далее «In Memoriam. Ветеран московской джазовой сцены — контрабасист Владимир Чернов (1945-2017)»