Гуру импров-авангарда гитарист Фред Фрит выступит в москве дуэтом с саксофонисткой Лотте Анкер

anons1 апреля в Москве выступит один из самых своеобразных ансамблей «свободной импровизации» — Fred Frith / Lotte Anker Duo (США — Дания). Нет, это не первоапрельская шутка. Концерт состоится в КЦ «ДОМ».

Участники дуэта — американский гитарист Фред Фрит и датская саксофонистка Лотте Анкер — по отдельности уже выступали в Москве, но вместе приезжают впервые.

Концерт проходит при поддержке посольства Дании в России. Информационные партнёры — журнал «Джаз.Ру» и музыкальная энциклопедия Звуки.ру.

Fred Frith, Lotte Anker (photo © Peter Gannushkin)
Fred Frith, Lotte Anker (photo © Peter Gannushkin, DowntownMusic.Net)

«Сейчас и больше никогда, — многозначительно замечают организаторы концерта. — Культурный центр «Дом» с гордостью анонсирует третий в истории и крайне долгожданный визит в Россию американского гитариста и композитора Фреда Фрита, который состоится после более чем десятилетнего перерыва. На сей раз Фрит выступит в Москве с выдающейся датской саксофонисткой Лотте Анкер, в дуэте с которой работает уже давно…»

Имя Фреда Фрита (Fred Frith) хорошо знакомо тем, кто интересовался авангардным роком или импровизационной музыкой. Он — один из основателей легендарной британской группы Henry Cow, которая стала значительным явлением в истории авангардного рока и инициировала в конце 1970-х движение Rock in Opposition. Он много работал на нью-йоркской сцене авангардного рока и импровизационной музыки. Кроме того, Фрит — организатор и участник множества ансамблей, часто выступает и сольно, и при этом пишет музыку для балетных трупп и кино, а также для некоторых академических исполнителей. Услугами Фрита пользовались, среди прочих, музыкант и продюсер Брайан Ино, фолк-гитарист Ричард Томпсон и исполнявшая альтернативный рок группа Violent Femmes.

К началу 1970-х группа Henry Cow, первоначально задуманная как блюзовая команда, стала серьезным ансамблем с уникальным звучанием и почерком. В музыке группы важнейшую роль играли как сложные структуры, так и свободная импровизация. В это же время Фрит стал экспериментировать с различными техническими приспособлениями для звукоусиления и обработки звука. Результатом этих экспериментов стал его первый сольный альбом, «Guitar Solos», выпущенный еще в период работы в Henry Cow. Позднее он начинает также использовать для игры на гитаре самые разные физические объекты — вплоть до молотка и дрели.

После распада Henry Cow в конце 1970-х Фрит перебрался из Европы в Нью-Йорк, где немедленно становится участником авангардной сцены Даунтауна. Он участвовал в создании трио Massacre с Билом Ласвеллом и Фредом Малером, и его дуэт с виолончелистом Томом Корой Skeleton Crew тоже играл в похожей экспериментальной рок-стилистике; позже Фрит участвовал как бас-гитарист в постмодернистской группе Naked City, основанной гуру нью-йоркского даунтаун-авангарда, саксофонистом Джоном Зорном.

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа об участниках дуэта, видео, контакты, билеты  Читать далее «Гуру импров-авангарда гитарист Фред Фрит выступит в москве дуэтом с саксофонисткой Лотте Анкер»

Старейший джазовый фестиваль России «Джаз над Волгой-2017» проходит в Ярославле неделю подряд

NEW: концерт 22 марта — фото «Джаз.Ру»

anons21 марта в Ярославле открывается старейший непрерывно действующий джазовый фестиваль России — «Джаз над Волгой-2017». Ярославское джазовое движение имеет давние и глубокие традиции, и международный фестиваль «Джаз над Волгой» занимает особое место в культурной жизни Ярославля и области. Он проводится с 1979 г. в марте каждого нечётного года; нынешний фестиваль — семнадцатый по счёту. В этом году фестиваль представляют департамент культуры Ярославской области, управление культуры мэрии города Ярославля, Ярославская государственная филармония и Ярославский городской джазовый центр. Организацией и проведением фестиваля занимается Ярославский джазовый центр и Ярославская государственная филармония. Мероприятия фестиваля будут проходить неделю — с 21 по27 марта.

Впервые в качестве арт-директора «Джаза над Волгой» выступает прославленный уроженец Ярославля, один из самых известных в мире джазовых музыкантов родом из России — нью-йоркский трубач Александр Сипягин. Консультант фестиваля — народный артист РФ Игорь Бутман. Официальный ведущий всех концертов фестиваля, по сложившейся традиции — музыковед, историк джаза, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Фейертаг (Санкт-Петербург). Дирекцией фестиваля по-прежнему является единственное в своём роде в России муниципальное учреждение культуры «Ярославский городской джазовый центр» (директор и художественный руководитель — Игорь Гаврилов). В фестивале примут участие музыканты и ансамбли из Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Сербии, США, Эстонии и России.

Алекс Сипягин в Ярославском джазовом центре, 2015 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Алекс Сипягин в Ярославском джазовом центре, 2015 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Официальное открытие состоится 21 марта в ДК им. Добрынина. Эта площадка отдана крупным формам: здесь выступят три биг-бэнда, джазовых оркестра большого состава. Все остальные концертные программы фестиваля пройдут в Ярославской государственной филармонии им. Леонида Собинова и в новом концертно-зрелищном центре «Миллениум». Традиция «Джаза над Волгой» — ночные джемы в Джазовом центре: в этом году их будет шесть. Перед каждым джем-сешн в Джаз-центре проходят 2-4 небольших по времени концертных сета, в которых выступят не вошедшие в основную программу фестиваля коллективы, включая иногородние. Кроме того, на разных площадках города и области в рамках сателлитной программы состоятся несколько концертов и трёхдневный открытый конкурс-фестиваль детско-юношеских джазовых коллективов и солистов «Музыкальный родник — детям», председателем жюри которого является Александр Сипягин. В дневной программе фестиваля также мастер-классы, ежедневный показ джазовых видеофильмов, выставки фотографий.

Последний концерт фестиваля, по давней традиции, состоится на следующий день после закрытия ярославской программы в одном из населённых пунктов Ярославской области, где живой джаз при обычных обстоятельствах услышать почти невозможно. В этом году 27 марта такой концерт пройдёт в селе Вятское Некрасовского района.

Экстравагантные постеры — фирменный стиль фестиваля «Джаз над Волгой»
Экстравагантные постеры — фирменный стиль фестиваля «Джаз над Волгой»

ДАЛЕЕ: полная программа XVII международного фестиваля «Джаз над Волгой-2017»  Читать далее «Старейший джазовый фестиваль России «Джаз над Волгой-2017» проходит в Ярославле неделю подряд»

В честь 75-летия джазового композитора Юрия Маркина его музыка звучит в благотворительном концерте

anons24 марта в концертном зале Третьяковской галереи (Инженерный корпус в Лаврушинском переулке) состоится благотворительный концерт музыки выдающегося отечественного джазмена — композитора Юрия Маркина. Музыку Юрия Ивановича будут исполнять известные российские музыканты и коллективы. Все вырученные средства от продажи билетов пойдут на помощь подопечным детского хосписа «Дом с маяком».

Концерт приурочен к 75-летию Юрия Маркина — российского джазмена, в 60-е — контрабасиста нескольких известных московских джазовых ансамблей, впоследствии пианиста, аранжировщика, члена Союза композиторов, педагога, автора джазовых опер. Юрий Иванович — один из немногих композиторов России, соединяющих в своих произведениях джаз и классику, в его музыке можно услышать и влияние эпохи барокко, импрессионизма, традиционный и модальный джаз, отголоски музыки «третьего течения», а также идеи русских композиторов XIX века.

Юрий Маркин
Юрий Маркин

Специальным гостем концерта станет известный европейский гитарист Яак Соояэр, профессор Таллинской музыкальной академии, вице-президент и основатель джазовой федерации Эстонии.

Среди участников — заслуженный артист РФ пианист Сергей Жилин; саксофонист и композитор Алексей Круглов и его оркестр «Круглый Бенд»; студенческий ансамбль заслуженного работника культуры РФ, профессора Московского государственного института культуры Валерия Мелёхина; заслуженный артист РФ, профессор Московского государственного института культуры, заведующий отделением духовых и ударных инструментов ГМУЭДИ саксофонист Сергей Резанцев и др. Ведущий концерта — обозреватель «Джаз.Ру» Михаил Митропольский.

Детский хоспис «Дом с маяком» — частное медицинское благотворительное учреждение. Хоспис не финансируется государством и живёт на благотворительные пожертвования тысяч людей. Хоспис нужен для детей, чьи болезни признаны неизлечимыми. Сегодня под опёкой детского хосписа почти 500 детей.

24 марта, начало в 19:00. Концертный зал Третьяковской галереи: Лаврушинский пер 12, Инженерный корпус (м. Третьяковская). Вход: 1000-2000 ₽.

Саксофонист Крис Поттер: «Мне интересно изучать весь этот цветущий сад музыки со всего мира»

interview26 марта в Ярославле, 28-29 марта в Москве и 30 марта в Санкт-Петербурге впервые представит в России свой новый квартет один из ведущих саксофонистов мирового джаза Крис Поттер (Chris Potter).

«Крис Поттер — попросту говоря, саксофонист экстра-класса», писал «Джаз.Ру» в 2016 г. после блестящего выступления американского саксофониста на фестивале в Таллине. Лауреат Jazz Award в категории «Тенор-саксофонист года» по версии международной Ассоциации джазовых журналистов за 2013 г. и «Саксофонист года» по опросу читателей старейшего в мире джазового журнала DownBeat за 2014 г., он числился среди «молодых» вплоть до середины 2000-х, но в последнее десятилетие оказался в числе тех джазменов, кто уже не только «подаёт надежды» перед лицом старших мастеров, но и сам олицетворяет высший уровень мирового саксофонного искусства.

Chris Potter (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2016)
Chris Potter (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2016)

Крис Поттер родился в Чикаго 1 января 1971 г., но вырос в городе Коламбия в Южной Каролине. В детстве он учился играть на гитаре и фортепиано, но после того, как 10-летним услышал игру Пола Дезмонда (того самого альт-саксофониста, который написал и сыграл с квартетом пианисте Дейва Брубека мелодию «Take Five») — понял, что именно с саксофоном связано его будущее в музыке. Альт-саксофон и стал его первым духовым инструментом, а в 13 лет он уже впервые выступил на сцене как тенор-саксофонист. После школы Крис поступил на джазовое отделение нью-йоркского Университета Новой Школы, а в 1990 перешёл в Манхэттенскую Школу музыки. Вскоре он стал членом ансамбля трубача Реда Родни, с которым работал до смерти ветерана джазовой трубы в 1994. Последовали работы с барабанщиком Полом Моушном (Мотяном), контрабасистом Дейвом Холландом, трубачом Дейвом Дагласом, выступления с Mingus Big Band, успешные сольные записи на Criss Cross, Concord, Verve и других лейблах — и к середине 2000-х Поттер стал одним из самых авторитетных саксофонистов нью-йоркской сцены.

Мало кто знает, что ещё в 90-е Крис Поттер страдал от тяжёлого заболевания органов внутреннего уха — «болезни Меньера», из-за которой он утратил слух с одной стороны головы. Впрочем, это не помешало ему не просто продолжить музыкальную карьеру, но и стать одним из самых известных мастеров по своему инструменту в современном американском мэйнстриме. В 2000 г. 29-летний Поттер стал самым молодым лауреатом престижной европейской премии Jazzpar, и в том же году записался на альбоме-камбэке группы Steely Dan «Two Against Nature», который завоевал «Грэмми». Оба этих события расширили его известность далеко за пределы нью-йоркского джазового сообщества.

Важный шаг Поттер сделал в 2013, перейдя на ведущий европейский джазовый лейбл ECM: его первый альбом для этой компании, «Sirens», декларировал новые творческие направления в развитии артиста, подтверждённые также альбомом 2015 г. «Imaginary Cities», который Крис записал со своим проектом Underground Orchestra.

В преддверии премьерного показа нового состава своего квартета в России музыкант дал интервью обозревателю «Джаз.Ру» Григорию Дурново.


Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото: архив редакции
GD

Вы приезжаете в Москву с новым квартетом. Не могли бы вы рассказать поподробнее о его специфике, о музыке, которую вы будете играть?

— Этот состав сформировался в начале прошлого года. До этого мы все работали вместе в разных ситуациях, но когда зашла речь о новой записи для ECM, я решил собрать именно этот состав и написал для него всю музыку. Теперь есть альбом, который, к сожалению, выйдет только через несколько дней после моего приезда в Москву. На нём записана музыка, которую мы, в основном, и будем играть на концерте.

Что вы можете сказать о ваших партнёрах по этому ансамблю?

— На барабанах со мной в Москве будет играть Дэн Вайсс, это единственный участник ансамбля, который в записи участия не принимал. Мы знакомы много лет. Это очень талантливый музыкант, он начинал прежде всего как мэйнстримовый джазмен, но глубоко погрузился в изучение музыки для индийских ручных барабанов табла, в индустанскую ритмическую систему, которую он внедряет теперь в джазовую игру. На контрабасе играет Джо Мартин, с ним мы тоже много лет знакомы, участвовали в самых разных концертах — от маленьких ресторанов, когда нам было по 22 года, до больших площадок. Мне всегда нравилась его игра, нравится его подход к музыке, и он сам нравится мне как человек. Очень приятно осознавать, что он со мной. Кроме того, он настоящий виртуоз.

Chris Potter, Joe Martin (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2016)
Chris Potter, Joe Martin (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру», 2016)

На фортепиано играет Давид Вирельес, очень интересный музыкант, родом с Кубы. Он вырос на Кубе, потом переехал в Канаду, а теперь живёт в США. На его игру, конечно, повлияла его связь с кубинской музыкой, но также и многое из истории джаза, и авангарда тоже — и это, как мне кажется, нечто новое: насколько я знаю, среди кубинских музыкантов до сих пор не было таких, которые участвовали в создании более современной, авангардной музыки. И при наличии такого музыкального фундамента он привносит в музыку нечто уникальное.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью саксофониста Криса Поттера  Читать далее «Саксофонист Крис Поттер: «Мне интересно изучать весь этот цветущий сад музыки со всего мира»»

Полный список лауреатов I фестиваля-конкурса молодых исполнителей «Gnesin-Jazz-Voice-2017»

Редакция «Джаз.Ру»
фото: «Джаз.Ру»
LK

competitionС 13 по 16 марта в Москве проходил I международный вокальный джазовый фестиваль-конкурс молодых исполнителей «Gnesin-Jazz-Voice-2017», который представляла Российская Академия музыки им. Гнесиных при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Национального фонда поддержки правообладателей и под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Автор проекта — председатель творческой секции джазовой музыки Союза московских композиторов, руководитель оркестрового класса кафедры инструментального джазового исполнительства РАМ им. Гнесиных народный артист России Анатолий Кролл.

16 марта в концертном зале РАМ им. Гнесиных были объявлены имена лауреатов и дипломантов конкурса. Дипломы лауреатам вручали члены жюри конкурса: старший преподаватель кафедры эстрадно-джазового пения РАМ им. Гнесиных Раиса Саед-Шах, преподаватель той же кафедры Ольга Синяева, певица Алина Ростоцкая, преподаватель вокального отделения Московского колледжа импровизационной музыки (МКИМ) Владимир Сидоркович, главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков, заведующий кафедрой инструментального джазового исполнительства РАМ им. Гнесиных Валерий Гроховский и председатель жюри — руководитель оркестрового класса кафедры инструментального джазового исполнительства РАМ им. Гнесиных, народный артист РФ Анатолий Кролл.

Затем состоялся концерт лауреатов конкурса, в ходе которого были сделаны фотографии, использованные в этой публикации.

Хор «Голоса МГИК», Московский государственный институт культуры, рук. Надежда Толстая-Бубнова: лауреаты Гран-При
Хор «Голоса МГИК», Московский государственный институт культуры, рук. Надежда Толстая-Бубнова: лауреаты Гран-При в категории «Хор»

ДАЛЕЕ: полный список лауреатов и дипломантов конкурса «Gnesin-Jazz-Voice-2017»  Читать далее «Полный список лауреатов I фестиваля-конкурса молодых исполнителей «Gnesin-Jazz-Voice-2017»»

Интервью «Джаз.Ру». Басист Крисчен Макбрайд: «Надо выполнить работу, чтобы музыка звучала»

28, 29 и 30 марта в Москве и Санкт-Петербурге впервые представит свой новый ансамбль New Jawn Quartet выдающийся американский контрабасист Крисчен Макбрайд (Christian McBride). В преддверии премьерного показа нового проекта в России музыкант дал интервью обозревателю «Джаз.Ру» Григорию Дурново.

Крисчен Макбрайд родился в Филадельфии 31 мая 1972 г. Неудивительно, что он стал басистом: его отец, Ли Смит, играл на бас-гитаре в группах местных филадельфийских соул-звезд (например, The Delfonics), а дядя, Ховард Купер, был басистом в «Аркестре» самого Сан Ра. В девятилетнем возрасте Крисчен уже играл на бас-гитаре, а в 11 взялся за контрабас. Забегая вперёд, скажем, что в настоящее время он — один из немногих басистов, не просто одинаково сильных на обеих разновидностях струнного баса, но и с равным удовольствием и одинаково интересными эстетическими результатами играющих и на контрабасе, и на бас-гитаре. Обучаясь классической музыке, Макбрайд в то же время активно интересовался джазом и в 13 лет уже начал играть с местными ансамблями на клубных сценах. На следующий год Крисчен случайно встретился в музыкальном магазине с трубачом Уинтоном Марсалисом, в это время как раз вошедшим в зенит славы. Уинтон пообещал юному басисту поддержку, которую впоследствии не раз оказывал.

Chrisian McBride (фото © Анна Филипьева, 2012)
Chrisian McBride (фото © Анна Филипьева, 2012)

 

Макбрайд учился в знаменитой филадельфийской школе C.A.P.A, которую также оканчивали участники поп-группы Boyz II Men, органист Джои ДеФранческо, гитарист Курт Розенвинкел и многие другие известные музыканты. Окончив школу в 1989 г., Макбрайд поступил в легендарную Джульярдскую консерваторию в Нью-Йорке. В первый же семестр он уже играл в группе саксофониста Бобби Уотсона, а затем начал работать в клубах Village Gate и Bradley’s, играя с пианистом Кенни Барроном, саксофонистом Гэри Бартцем и другими. Через год Крисчен покинул Джульярд, чтобы поехать в турне с первым ансамблем трубача Роя Харгроува. С 1990 по 1993 г. последовала одновременная работа в ансамбле трубача Фредди Хаббарда и в трио Бенни Грина. Однако место Крисчена Макбрайда на джазовом Олимпе стабилизировали не эти работы, а участие в проекте великого контрабасиста Рэя Брауна Superbass (вместе с еще одним замечательным басистом — Джоном Клэйтоном). В 1993-м его имя стало известно более широкой публике благодаря работе в «Специальном квартете» гитариста Пэта Мэтини вместе с легендарным барабанщиком Билли Хиггинсом и ровесником Крисчена, еще одной растущей звездой тех лет — саксофонистом Джошуа Редманом.

В 1994 г. Макбрайд выпустил свой первый сольный альбом —«Gettin’ To It», получивший отличную прессу и продажи. Съездив на гастроли с пианистом Чиком Кориа, Крисчен пригласил его участвовать в записи своего второго альбома — «Number Two Express» (1996), где партнёром Макбрайда по ритм-секции был великий барабанщик Джек ДеДжоннетт.

Третий альбом Макбрайда, «A Family Affair» (1998), был противоречивым по звучанию: клавишник Джордж Дюк спродюсировал его для Verve в эклектичной электрической манере, следуя за желанием Макбрайда исследовать музыку своего детства — соул и ритм-н-блюз. Вызвав неприятие части джаз-фэнов, этот альбом тем не менее привлек к творчеству Макбрайда совершенно новую молодёжную аудиторию. Четвертая пластинка, «Sci Fi», стала наиболее сбалансированной и успешной в творчестве Крисчена (в ее записи участвовали пианист Хэрби Хэнкок и вокалистка Дайан Ривз). Летом 2001 г. Макбрайд выпустил еще одну любопытную работу —«The Philadelphia Experiment», в которой пробовал соединять джаз и рэп, в чем ему помогал известный клавишник нью-йоркского Даунтауна — Ури Кейн и легендарный гитарист Пат Мартино. Однако самая широкая известность ждала басиста после того, как он поработал с поп-звездой Стингом (альбом 2001 г. «All This Time»).

С 2000 Макбрайд возглавлял Christian McBride Band, в котором играли саксофонист Рон Блэйк, клавишник Джефф Кизер и барабанщик Террион Галли. Оба диска этого ансамбля Макбрайда — «Vertical Vision» (2002) и «Live at Tonic» (2006) — заслужили похвалу известного писателя Алана Лидса, который назвал CMB «самым интригующим, самым непредсказуемым ансамблем на сегодняшней сцене». С этим коллективом Крисчен выступал в Москве — в «Ле Клубе» в 2003 и 2012 гг. Он также выходил на московскую сцену осенью 2011, когда принимал участие в концерте в честь 50-летия Игоря Бутмана в Кремлёвском дворце.

2011 год ознаменовался выпуском на лейбле Mack Avenue двух значимых альбомов Крисчена. Первый — это «Conversations with Christian», на котором записались множество джазовых (и неджазовых) звёзд — Чик Кориа, Ди Ди Бриджуотер, Рой Харгроув, Джордж Дюк, Хэнк Джонс, Эдди Палмьери и даже Стинг. Второй — «The Good Feeling», первая запись Крисчена с его новым Christian McBride Big Band, за которую 12 февраля 2012 года музыкант получил премию «Грэмми» в номинации «Лучший альбом большого джазового состава».


Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
Фото: Анна Филипьева
GD

Поскольку вы приезжаете в Россию с новым ансамблем,New Jawn Quartet, не могли бы вы сказать о нём несколько слов?

— Основным моим ансамблем в течение последних пяти или шести лет было трио с Крисченом Сэндзом и Джеромом Дженнингзом. Это трио, как мне кажется, было довольно популярным в разных кругах. И когда подошло время собрать новый ансамбль, я понимал, что хочу сделать что-то совершенно иное, чем трио. Я вообще люблю ставить перед собой непростые задачи с музыкальной точки зрения. New Jawn отличается от трио настолько, насколько это вообще возможно. В этом ансамбле нет фортепиано и вообще нет инструмента, на котором можно играть аккордами, — нет ни фортепиано, ни гитары. В нём только труба, саксофон, контрабас и ударные, и я отвечаю за гармоническую и ритмическую поддержку остальных музыкантов в ещё большей степени, чем в трио.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью Крисчена Макбрайда  Читать далее «Интервью «Джаз.Ру». Басист Крисчен Макбрайд: «Надо выполнить работу, чтобы музыка звучала»»

Польский саксофонист и композитор Гжех Пиотровски приезжает налаживать творческие связи в России

Дина Нургалеева
фото: архив артиста
DN

interview19 марта в джаз-клубе «Эссе» впервые выступит польский джазовый саксофонист и композитор Гжех Пиотровски (Grzegorz «Grzech» Piotrowski) с джазовым трио и струнным квартетом. В концерте прозвучат авторские композиции из новейших альбомов Пиотровского «Six Seasons» и «One World».

Гжех Пиотровски — композитор, саксофонист, музыкальный продюсер и аранжировщик, создатель известного польского музыкального проекта World Orchestra, владелец лейбла The Alchemist Records, трижды номинант на премию Fryderyk (аналог Grammy в Польше), лауреат премии «Матеуш» (музыкальная премия им. Матеуша Свенцицкого Третьего канала Польского радио). В творчестве Пиотровского можно услышать элементы классической и этнической музыки, но непременный элемент любого его проекта — джазовые гармонии и импровизационные соло.

Grzegorz «Grzech» Piotrowski
Grzegorz «Grzech» Piotrowski

Накануне своего концерта в Москве Гжех Пиотровски дал интервью «Джаз.Ру».

Вы известны в Европе и как исполнитель, и как продюсер. Как вам удается объединить эти две роли?

— Сейчас я почти полностью сосредоточен на World Orchestra. Это уникальный и самый сумасшедший проект в моей жизни, и, я надеюсь, на земле. Мы сотрудничаем более чем двумя сотнями музыкантов со всего мира: обмениваемся опытом, играем новую музыку.

Мой продюсерский опыт, который я приобрел, когда работал с теле- и кинокомпаниями, уже в прошлом. (Пиотровски получил широкую известность в Польше благодаря своим музыкальным работам для кинофильмов и телевизионных постановок для Universal, Sony, NORCD, KKV, TVP, TVN, Polsat. — Ред.) Сейчас я выступаю в качестве продюсера, композитора и солиста World Orchestra.

В этом году я уже побывал в Канаде, Норвегии, Чехии, Италии, Германии, далее — Россия, Кабо-Верде, Франция, Литва, Эстония, Болгария — таков план на ближайшие три месяца. Я даю много концептуально разных концертов — как по составу исполнителей, так и музыкально. Я выступаю в качестве солиста, дуэтом, в трио, в квартете. Приглашают меня выступить и в качестве дирижера.
ВИДЕО: Grzech Piotrowski «One World» — трейлер альбома 2014 г.

Кто сильнее всего повлиял на ваше творчество?

— Раньше это были Ян Гарбарек (Jan Garbarek), Бендик Хофсет (Bendik Hofseth), Пат Мэтини (Pat Metheny), но в последние годы я больше увлекся фольклором, классической и этнической музыкой. Самое большое влияние на меня оказал, наверное, Густав Холст и его симфония «Планеты» (симфоническая сюита 1916 г. посвящена планетам Солнечной системы, кроме Земли, про которую композитор писать почему-то не захотел, и Плутона, который открыли позднее. — Ред.).

В 2010 году вы запустили проект World Orchestra с участием музыкантов со всего мира. Расскажите подробнее об оркестре. Как вы выбираете музыкантов?

— Работа с World Orchestra — это постоянное путешествие. Я встречаюсь с разными музыкантами, композиторами, импровизаторами в странах, где я выступаю. Мы общаемся, шутим, выпиваем, они показывают мне самые невероятные места в своих странах — всё это очень вдохновляет на создание новой музыки и сотрудничество с World Orchestra.

Grzech Piotrowski & World Orchestra
Grzech Piotrowski & World Orchestra

Каким был ваш самый интересный исполнительский опыт? Например, самое экзотическое место для концерта…

— Было много прекрасных концертов. Я помню, как получил Гран-при на конкурсе Hoeilaart Jazz Festival (Бельгия) в 1997 году, помню первые концерты World Orchestra, концерт в кратере вулкана в Кабо-Верде… все концерты World Orchestra — это чудо, праздник искусства, жизни. Мы встречаемся на одной сцене с 30-150 талантливыми музыкантами со всего мира. Это действительно очень редкое и уникальное явление в современном мире, где уже сложно кого-то чем-то удивить.

ДАЛЕЕ: продолжение интервью Гжеха Пиотровского, видео, контактная информация, заказ билетов  Читать далее «Польский саксофонист и композитор Гжех Пиотровски приезжает налаживать творческие связи в России»

На Куршской косе в Литве состоится международный конкурс молодых вокалистов «Baltic Voice 2017»

competition1-5 июля на литовском курорте Юодкранте на Куршской косе состоится международный конкурс молодых вокалистов «Baltic Voice 2017». Куршская коса — уникальное творение человека и природы — в 2000 г. была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Организаторы пишут на отличном русском языке: «На фоне прекрасной приморской природы вы не только сможете показать свой талант, но и познакомитесь с музыкальной культурой разных народов. А в свободное время на природе найдёте места, подобных которым в Европе давно уже не осталось».

Призы, которые получают лауреаты конкурса
Призы, которые получают лауреаты конкурса

Конкурс проводится не только для джазовых вокалистов. Он разделён на два направления: первое — поп / рок / классическая музыка / мюзиклы / танцевальная музыка / r‘n‘b, второе — джаз / блюз / свинг / соул.

Принять участие в конкурсе могут солисты, дуэты, ансамбли; возрастные рамки — от 5 до 27 лет. Все участники исполняют две песни в сопровождении минусовой фонограммы. Солисты могут использовать записанный бэк-вокал, не дублирующий основную мелодию. Дуэты и ансамбли поют без записанного бэк-вокала.

Солисты первого направления (поп, рок и т. п.) разделены на следующие возрастные группы: 5-9; 10-12; 13-15; 16-18; 19-21; 22-27 лет. В этом направлении первая песня — произвольная, вторая — «мировой хит». Для группы 5-9 лет «мировой хит» не обязателен.

Во второй категории (джаз, блюз, свинг, соул) выделены следующие возрастные группы: 5-9; 10-12; 13-15; 16-18; 19-21; 22-27 лет. Здесь обе песни — произвольные.

Ансамбли (до 12 участников) разделены на следующие возрастные группы: 6-12; 13-18; 19-27 лет. Для ансамблей первая песня произвольная, вторая — мировой хит (кроме младшей группы 6-12 лет, для которой мировой хит не обязателен). Для джаз-ансамблей — обе песни произвольные.

Общее время звучания обеих песен — не более 8 минут.

Заявки на участие принимаются до 20 апреля.

Курорт Юодкранте на Куршской косе
Курорт Юодкранте на Куршской косе

ДАЛЕЕ: форма заявки, порядок подачи, отбор, условия участия  Читать далее «На Куршской косе в Литве состоится международный конкурс молодых вокалистов «Baltic Voice 2017»»

Марина Виноградова: «Вокальное восхождение. Путевые заметки». Часть третья

infraОт редакции. Одной из самых востребованных специальностей в джазовой музыке всегда был и остаётся вокал. Именно певцы зачастую становятся своего рода связующими мостиками между музыкой и обычным человеком, делая из него слушателя. Каждый человек в своей жизни хоть раз пытался петь. Однако достичь вершин вокального ремесла дано немногим. Впрочем, говорить о данности, пожалуй, не вполне корректно. Так или иначе, за каждым голосом стоит определённый путь, пройденный его обладателем. При этом под словом «голос» следует понимать не только тембр, привязанный к некоторому диапазону, а гораздо более сложный комплекс, включающий множество элементов: индивидуальность, эмоциональный опыт и даже мировоззрение. Человека, решившего стать певцом, ждёт по сути бесконечное количество ступеней посвящения на пути к недостижимому совершенству. Московская певица Марина Виноградова — одна из тех, кто осмелился начать этот путь. Она согласилась подробно рассказывать в своей мини-рубрике на страницах нашего издания о том, какой опыт ей удалось приобрести, обучаясь вокалу в России и за рубежом. Предлагаем вашему вниманию третью часть её путевых заметок (первую см. в «Полном Джазе 2.0» от 1 апреля 2016, вторую — от 22 мая 2016).


Марина Виноградова
фото из архива автора
MV

 

Моё знакомство с бостонским музыкальным колледжем БёрклиBerklee College of Music — началось с пятинедельной летней программы, на которую я приехала летом 2013 г. Меня сразу поразила очень дружественная атмосфера: можно было обратиться по любому вопросу и всегда получить помощь и консультацию.

На эту программу может записаться и приехать любой. Можно сказать, что это демо-версия полного обучения в Бёркли. На эти пять недель ты можешь взять себе несколько курсов по специальности и по теории.

Моё недельное расписание включало следующие предметы:

  • Индивидуальные занятия по вокалу
  • Jazz Improvisation Lab — групповой класс по джазовой импровизации
  • Performing Skills — актёрское мастерство для вокалистов/работа с аудиторией
  • Musicianship — теоретический класс, включающий элементы сольфеджио, импровизации и ритмики
  • Advanced Theory Class — гармонический анализ разных произведений
  • Movements For Musicians — сценическое движение
  • Jazz Ensemble: ансамбль состоял из двух вокалисток, барабанщика, басиста, двух гитар, саксофона, трубы
  • Broadway Tribute Class — в рамках этого курса мы пели арии из различных мюзиклов и рок-опер.

Помимо этих занятий, были также постоянные встречи с педагогами, мастер-классы и концерты студентов Бёркли.

Kathleen Flynn, Marina Vinogradova
Kathleen Flynn, Marina Vinogradova

По вокалу мне попалась совершенно чудесная преподавательница Кэтлин Флинн. Будучи академической певицей, она очень интересно работала с абсолютно разным репертуаром, прекрасно знала «фишки» того или иного стиля. Она одинаково эффективно работала со студентами разной подготовки и технического уровня. Помимо этого, Кэтлин великолепно знала историю и теорию музыки: на занятиях она очень много вещей объясняла, основываясь на гармонической сетке, стиле и ритмике песни.

Мы с ней взяли в работу песню Бейонсе (Beyoncé) «Love On Top». Я не верила, что я когда-нибудь смогу её хорошо спеть. Ведь это одно из самых трудных вокальных произведений последнего времени, рассчитанное на огромный диапазон и виртуозное владение дыханием и вокальной техникой. Во время исполнения этой песни необходимо двигаться, танцевать, а не стоять истуканом. Поэтому в начале работы над ней у меня срывался голос, соскакивало дыхание, я сильно увлекалась танцевальным аспектом, и к середине песни вокальный аппарат просто «сдувался».

Марина ВиноградоваНо Кэтлин очень здорово выстраивала схему наших занятий. Во-первых, она мне дала много классических распевок. Это очень помогло мне расширить свой диапазон и особенно укрепить верхние ноты. Во-вторых, во время определённых упражнений она заставляла меня ходить и прыгать. Это очень укрепило мышцы моей диафрагмы, и в дальнейшем — моё дыхание.

А в-третьих, она просила на каждом занятии записывать себя на аудио и на видео. Так я могла видеть свои ошибки и вновь услышать её комментарии.

Могу сказать, что уже к четвёртой неделе я почувствовала огромный прогресс — песня ожила: укрепился звук и дыхание, интонация стала намного лучше, дыхание перестало сбиваться. Я убедилась, что методика Кэтлин действительно результативна и эффективна. Вспоминаю эти несколько занятий с большим удовольствием и огромной благодарностью.
ДАЛЕЕ: продолжение «Путевых заметок» Марины Виноградовой  Читать далее «Марина Виноградова: «Вокальное восхождение. Путевые заметки». Часть третья»

В Россию едет оркестр традиционного джаза 1920-30-х годов Bratislava Hot Serenaders из Словакии

anons25 марта в московском Доме Кино состоится концерт прославленного словацкого оркестра Bratislava Hot Serenaders. Музыканты из Братиславы, столицы Словакии — не новаторы и не консерваторы: они реконструкторы, их творческая задача — стилистически точное воспроизведение джазовых стилей 1920-30-х гг., эпохи, когда джаз был популярной танцевальной музыкой позитивного, энергичного звучания. В Москве они выступят в рамках европейского тура с материалом нового альбома «Lonely Melody». Другие концерты российской части тура состоятся в Санкт-Петербурге (Академическая капелла, 22 марта), Пушкине Ленинградской обл. (Дом молодёжи в Царском селе, 24 марта) и Обнинске Калужской обл. (Дворец культуры, 26 марта). Тур проходит при поддержке посольства Словацкой республики в России и Словацкого института в Москве.

Bratislava Hot Serenaders
Bratislava Hot Serenaders

Оркестр был основан в 1992 г. С тех пор его состав практически не менялся. Восемнадцать музыкантов-энтузиастов объединяет непоколебимая любовь к традиционной джазовой стилистике, а именно «горячему джазу» — танцевальной музыке, которая прибыла в Европу из Америки в двадцатые годы прошлого столетия.

Говорит Милош Станчик, вокалист и менеджер оркестра:

— Мы пытаемся через музыку передать атмосферу довоенного периода, тот оптимизм, которым было пропитано всё вокруг. В наш новый диск и одноименную программу «Одинокая мелодия» вошли песни и музыка знаменитых оркестров Пола Уайтмана, Флетчера Хендерсона, Жана Голдкетта. Центральный трек альбома — запись оригинальной версии 1924 г. «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, в которой солирует наш пианист и аранжировщик Ладислав Фанчович.

Организаторы московского концерта сообщают, что «зрителей ждёт уникальное шоу: на сцене оживёт эпоха «Великого Гэтсби». Драйв и заразительная энергия музыкантов в строгих костюмах и блеск солисток оркестра в искрящихся платьях, в обрамлении пышных боа и нитей жемчуга — всё это создаст праздничное настроение и заставит пританцовывать всех присутствующих в зале».

Выступление в Москве, 2009 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Выступление в Москве, 2009 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Вот как «Джаз.Ру» описывал первое концертное выступление «Братиславских горячих серенадеров» в Москве в ноябре 2009 г.:

…На сцене примерно 1936 год. Перед оркестром установлен единственный старомодный ненаправленный микрофон, к которому при необходимости подходит солист. Весь остальной биг-бэнд (три трубы, тромбон, три скрипки, четыре саксофона, туба, гитара/банджо, фортепиано и барабаны) звучит естественным балансом, в акустике. Музыканты играют на старых моделях инструментов: гитарист — на акустической гитаре со стальным (для пущей громкости) резонатором, и даже барабаны в оркестре исторические, а не современная ударная установка:

Вокалисты выходят на авансцену, к микрофону, с совершенно серьёзными лицами (как было принято в довоенной эстраде), почти не улыбаясь, держатся строго и изящно, а девушки из вокального трио (в перьях и шелках, как полагается) дисциплинированно выстраиваются перед единственным микрофоном плечом к плечу, поскольку подобные микрофоны исторически «ловили» только то, что издавало звук непосредственно перед ними.

Что играют Bratislava Hot Serenaders? Играют джаз 20-х и начала 30-х гг., причём как «hot» (Эллингтона), так и «sweet» (Пола Уайтмана). Играют словацкие популярные песни 1930-40-х гг. (и немножко чешских), аранжированные в sweet-манере под 20-е годы — причём руководитель оркестра, трубач Юрай Бартош, говорит, что в 40-е в Словакии действительно всё звучало «под 20-е»).

Juraj Bartoš
Juraj Bartoš

При таком исполнении главная задача современного джазового музыканта — а у большинства оркестрантов есть и параллельная карьера в современном джазе и даже в академической музыке — это «задушить в себе модерниста», то есть играть в точности так, как играли 70-80 лет назад, избавившись от всех более современных приёмов и звучаний. Это крайне непросто, но братиславскому оркестру это удаётся. […]

Умение оркестра играть натуральным балансом поражает: казалось бы, за четыре-пять десятилетий всеобщей «микрофонизации» (игры только усиленным звуком) такое умение должно было повсеместно совершенно пропасть. Но это, конечно, дело опыта. Братиславские музыканты — вернее, ядро оркестра — вместе уже полтора десятилетия и постоянно репетируют, у них огромная программа (167 пьес, и все «рабочие», то есть могут быть исполнены в любом концерте без дополнительной подготовки!).

Первейший из солистов оркестра — сам лидер, трубач Юрай Бартош, музыкант огромного вкуса и точнейшего стиля; обязательно надо отметить также великолепного кларнетиста и саксофониста, которого зовут Павол Ходя (Pavol Hod’a) — это вообще мастер европейского уровня, обладающий, несмотря на молодость, большим опытом как в академической музыке, так и в различных стилях джаза. Помимо «Серенадеров», Павол играет ещё в полудюжине свинговых и джазовых составов — не только в Братиславе, но и в Брно, Велке-Биловице (там он живёт) и других городах.

Pavol Hod’a & Bratislava Hot Serenaders. Москва, 2009 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Pavol Hod’a & Bratislava Hot Serenaders. Москва, 2009 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

ПОЛНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ПРИОБРЕТЕНИЕ БИЛЕТОВ (1000 — 2500 ₽)
25 марта, 19:00, Дом Кино (Васильевская ул., 13 стр. 1, м. Маяковская / Белорусская), справки +7(495)951-6404

ВИДЕО: Bratislava Hot Serenaders