Джазовый подкаст №735: великая певица Элла Фицджералд — 100 лет со дня рождения

0
Ella Fitzgerald
Ella Fitzgerald

25 апреля 2017 года исполнилось 100 лет с того дня, как в крошечном городке на Юге США — Ньюпорт Ньюс, штат Вирджиния — родилась Элла Фицджералд (Ella Fitzgerald), которой суждено было стать самой известной в мире джазовой певицей.
Элла была совсем крошкой, когда её мать оставила отца девочки, за которым не была замужем, и перебралась на север, в штат Нью-Йорк. Тогда с бедного аграрного Юга на богатый промышленный Север переезжали сотни тысяч афроамериканцев: в истории это называется «Великой миграцией».

Элла выросла в городке Йонкерс, где училась в школе, она была очень хорошей ученицей, пыталась самостоятельно научиться танцевать, по воскресеньям ходила с мамой в методистскую церковь, а методисты очень много поют на службах, и слушала пластинки Луи Армстронга, Бинга Кросби и солистки семейного ансамбля Boswell SistersКонни Босуэлл, в пение которой Элла была просто-таки влюблена. В возрасте 15 лет она осталась без матери и поехала к тётке в Гарлем, но место в жизни нашла не сразу: был в её подростковом возрасте и сиротский дом в Бронксе, и исправительное заведение для девочек в пригороде Нью-Йорка, и даже беспризорная жизнь на гарлемских улицах.

«Знаменитый советский пиратский сборник» — пластинка ВФГ «Мелодия» 1976 г. , названная просто «Элла Фитцджеральд» (так тогда транскрибировали фамилию певицы)
«Знаменитый советский пиратский сборник» — пластинка ВФГ «Мелодия» 1976 г., названная просто «Элла Фитцджеральд» (так тогда транскрибировали фамилию певицы)
Марка Почтовой службы США, посвящённая Элле Фицджералд (2007)
Марка Почты США, посвящённая Элле Фицджералд (2007)

Всё изменилось 21 ноября 1934, когда 17-летняя Элла вышла на сцену одного из первых в истории любительских конкурсов в гарлемском театре Apollo. Собственно, она собиралась танцевать, но перед ней выступал такой сильный танцевальный дуэт, что девушка не решилась пытаться перетанцевать его — и вместо танца запела. Запела так, что получила первый приз в конкурсе, 25 долларов. А в январе 1935 её представили барабанщику, изобретателю современной ударной установки и руководителю модного гарлемского свингового оркестра, Чику Уэббу (Chick Webb). Вид девушка имела неухоженный и, как сам Уэбб это определил, «взлохмаченный», но, послушав, как она поёт, барабанщик предложил ей работу солистки своего оркестра, и первые же их совместные пластинки стали хитами. Так началась легенда Эллы Фицджералд…
Продолжение слушайте в подкасте!

Главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков рассказывает о жизни великой певицы. Слушаем «A-Tisket, A-Tasket» (Chick Webb & His Orchestra feat. Ella Fitzgerald, 1938), а также два трека со «знаменитого советского пиратского сборника» ВФГ «Мелодия» 1976 г. — «Air Mail Special» и «A Night in Tunisia».

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяДжазовый подкаст №734: рядом с джазом — Billy’s Band
Следующая статьяДжазовый подкаст №736: мировой тур московского ансамбля LRK Trio
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.