Барабанщик Чико Хэмилтон (1921-2013)

Ким Волошин KV

inmemoriam25 ноября в Нью-Йорке в возрасте 92 лет скончался легендарный джазовый барабанщик Чико Хэмилтон (Chico Hamilton) — один из лидеров «вест-коуст джаза» 1950-х, первооткрыватель важнейших имён дальнейшей истории джаза: из его ансамбля в разные годы вышли на всемирную джазовую сцену гитаристы Джим Холл и Габор Сабо, саксофонисты Эрик Долфи и Чарлз Ллойд, тромбонист Стив Турре и многие другие.

Chico Hamilton, 2008 (photo © Nick Ruechel)
Chico Hamilton, 2008 (photo © Nick Ruechel)

Как и большинство других афрамериканских музыкантов его поколения, Хэмилтон не получил формального музыкального образования: его «джазовая школа» работала ещё по чисто фольклорному образцу — он поднялся к профессиональному джазовому мастерству, осваивая его на ходу: аккомпанируя танцорам, играя в малых составах и биг-бэндах. На рубеже 40-х и 50-х гг. прошлого века он шесть лет проработал в аккомпанирующем ансамбле певицы Лины Хорн, а следующей его работой был уже собственный ансамбль. В этот же период (в 1952 г.) он «попробовал на вкус» новаторскую джазовую стилистику того времени — cool jazz, поработав некоторое время с «бесфортепианным» квинтетом саксофониста Джерри Маллигана. Первый альбом Хэмилтона как лидера вышел в 1955 г., и в том же году он собрал в своём родном Лос-Анджелесе новаторский коллектив необычного состава — виолончель (Фред Кац), флейта (Бадди Колетт), гитара (Джим Холл), контрабас (Джим Атон, позднее Карсон Смит) и барабаны (сам Хэмилтон). Этому ансамблю нешаблонного, изысканно камерного звучания суждено было стать последним значительным коллективом калифорнийского ответвления кул-джаза 50-х — «джаза Западного побережья», West Coast jazz.

Chico Hamilton Quintet, 1957 (кадр из худ.фильма «The Sweet Smell of Success»)
Chico Hamilton Quintet, 1957 (кадр из худ.фильма «The Sweet Smell of Success»)

Именно в этом коллективе, состав которого с годами менялся, но не менялись принципы утончённого, прозрачного звучания, выходили на мировую сцену Габор Сабо, Эрик Долфи, Чарлз Ллойд, а также флейтист Пол Хорн, контрабасист Рон Картер и множество других музыкантов. Один из лучших составов квинтета Чико Хэмилтона (с молодым Эриком Долфи) можно увидеть в фильме «Джаз в летний день» (1960), запечатлевшем Ньюпортский джаз-фестиваль 1958 г.
ДАЛЕЕ: продолжение истории Чико Хэмилтона, много фото, ВИДЕО 

ВИДЕО: Chico Hamilton Quintet «Blue Sands», из фильма «Jazz On a Summer’s Day»

В составах 60-х уже не было виолончели — её сменил тромбон (самым значимым из игравших у Хэмилтона в то время тромбонистов был Джордж Боэнон).

ВИДЕО: Chico Hamilton Quintet (с Чарлзом Ллойдом и Габором Сабо, 1963) — пьеса Сабо «Lady Gabor»

В 1965 г. Чико Хэмилтон практически перестал гастролировать, создав в Лос-Анджелесе компанию, занимавшуюся производством музыки для кино, телевидения и рекламы. Только в середине 70-х, вкусив успеха выступлений в Европе (прежде всего, на Montreux Jazz Festival в Швейцарии в 1972-73 гг.) он вновь начал регулярно выступать, создав новую гастрольную группу Players. Но настоящий взрыв активности Чико Хэмилтона начался в середине 80-х с возрождением интереса к акустическому джазовому мэйнстриму 50-60-х гг. В этот период барабанщик, уже в статусе джазовой легенды, перебрался в Нью-Йорк, где в 1987 г. вошёл в самый первый «набор» профессорско-преподавательского состава только что созданной джазовой программы Университета Новой Школы (ныне одной из сильнейших джазовых школ в Нью-Йорке). Его коллега по Новой Школе — саксофонист, продюсер и историк джаза Билл Киркнер — рассказывал, что Чико был «откровенным, резким, но всегда добродушным, и ансамбли, которыми он руководил в школе (он вёл ансамблевый класс. — Ред.), были уникальны все как один, как и его собственные группы: их звучание никого не повторяло, он стремился к тому, чтобы ансамбль звучал «как ни у кого другого», и при этом мало заботился о том, чтобы его заслуги в открытии множества новых имён были отмечены». Кстати, новые имена он открывал не только в джазе: например, гитарист прославленной джем-роковой группы 1990-х Spin Doctors Эрик Шенкман был учеником Хэмилтона в ансамблевом классе.

Ансамбли Хэмилтона 1990-х гг. носили название Euphoria, и с ними он записал множество альбомов, которые сам стилистически определял как heavy metal jazz.

2000-е были для мастера временем признания, хотя он не переставал записываться и выступать: так, только к собственному 85-летию в течение 2006 года он записал четыре новых альбома! В этот период он становится членом Президентского совета по искусству, получает премию «Маяк джаза» от Университета Новой школы, а в 2004 г. входит в число награждённых высшим государственным отличием США в области джазовой музыки — премией «Мастер джаза». В этот же период ранняя музыка Хэмилтона, с её ясными, почти песенными формами и лёгкими чёткими ритмами, переживает второе рождение, становясь основой для множества диджейских ремиксов и переработок в стилях «лаундж» и «даунтемпо», в том числе и у таких известных диджеев, как Марк де Клайв-Лоу и дуэт Thievery Corporation.

Chico Hamilton, 2007
Chico Hamilton, 2007

В 2010-м, в возрасте 89 лет, Чико Хэмилтон перенёс тяжёлое заболевание, после которого рассчитывал восстановиться с помощью музыки — и восстановился настолько, что вновь вернулся к музыкальному творчеству. Последними студийными работами Хэмилтона стали 28 треков, записанных для трёх новых альбомов финального состава ансамбля Euphoria в 2011 г.: еженедельные репетиции этого материала в манхэттенском пентхаусе Чико Хэмилтона продолжались несколько месяцев, и сам барабанщик рассматривал их как важное средство своей медицинской реабилитации.

ВИДЕО: документальный фильм «Чико» (10 мин.)
Университет Новой школы, 2010

Барабанщик Чико Хэмилтон (1921-2013): 2 комментария

    1. Поправлено, спасибо за бдительность, виновного отвели босиком в холодную на трое суток.

Добавить комментарий для Джаз.Ру Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *