Самарский саксофонист, бэндлидер и организатор фестивалей Лев Бекасов (1933-2016)

Валерий Коннов VK

inmemoriam19 сентября в Самаре ушёл из жизни Лев Бекасов. Среди джазовой общественности Советского Союза, а затем России — и, в особенности, Куйбышева/Самары — Лев Степанович был известен как один из первых организаторов джазовых клубов и фестивалей в Куйбышеве с начала 1960-х гг.

Лев Бекасов (фото: Кирилл Мошков, 2002)
Лев Бекасов (фото: Кирилл Мошков, 2002)

Лев Бекасов родился 16 октября 1933 года в Куйбышеве. Когда учился в ремесленном училище, увлекся джазом — как это часто бывает, услышав на танцах игру хорошего самодеятельного оркестра. Он самостоятельно освоил кларнет и саксофон, постигал теорию музыки и законы гармонии. В 1957 г., отслужив в армии, пришёл в оркестр Куйбышевского клуба имени Дзержинского, где тогда играли отличные музыканты, настоящие джаз-фэны — пианист Игорь Вощинин, саксофонисты Владимир Лебедев, Олег Гребенников и Евгений Варламов, трубачи Геннадий Николаев и Борис Акимов, барабанщик Валерий Варламов и др. По свидетельству друзей, Бекасов очень быстро прогрессировал как саксофонист и на следующий год стал играть партии первого альта.

Лев БекасовВ 1958, будучи студентом Куйбышевского Индустриального института, Бекасов стал руководить студенческим оркестром. Именно с его именем связана вся дальнейшая биография институтского биг-бэнда. В это время в оркестр влились талантливые музыканты, в том числе пианист Владимир Виттих (впоследствии важное действующее лицо новосибирской джазовой сцены, в настоящее время — директор Института проблем управления сложными системами Российской Академии Наук в Самаре. — Ред.) и трубач Борис Брюханов. В оркестре выросли способные инструменталисты и вокалисты, причём для некоторых из них музыка позже стала профессией: Нина Крюкова была принята солисткой знаменитого оркестра Анатолия Кролла, а певица Ольга Шмакова сегодня руководит собственным эстрадным шоу-театром. Среди саксофонистов был воспитанник Бекасова Юрий Юренков, который затем играл в легендарном ансамбле «Каданс» Германа Лукьянова, а Эдуард Серебряков работал в театральных и престижных ресторанных ансамблях Москвы. Эдуард Доманский руководил ансамблем в Гурьевской филармонии, а Вадим Ласалкин был лидером биг-бэнда клуба «Родина» и музыкантом оркестра Самарского цирка. Вообще Лев Бекасов постоянно и упорно, я бы даже сказал, фанатично, занимался поиском молодых самодеятельных талантов, которых истово обращал в свою веру на протяжении всей своей творческой жизни.

С Бекасовым институтский оркестр стал уже чисто джазовым. Он неоднократно становился лауреатом джазовых фестивалей в Куйбышеве, а также в других городах страны, выступал в Москве, Ленинграде, Риге, Минске, Свердловске и Челябинске.

В 70-е годы Лев Степанович создал джазовый оркестр и в Куйбышевском авиационном институте, а его воспитанник бас-гитарист Вячеслав Клюшин много лет спустя будет руководить оркестром, который выступит в честь своего учителя на его 80-летии.

60-е годы ознаменовались появлением в разных городах страны джазовых клубов и кафе. Вот и в Куйбышеве в 1962 году группой энтузиастов был учрежден Городской молодёжный клуб под эгидой горкома комсомола. Среди активистов Клуба были архитекторы, врачи, инженеры, преподаватели и студенты. Были и музыканты. И у них появилась возможность организовать джаз-клуб, третий после Московского и Ленинградского. Он вначале скромно именовался секцией эстрадной и джазовой музыки и в июне 1962 года впервые в истории города провел джазовый концерт на площади Куйбышева. Среди организаторов клуба был и Лев Бекасов. Первым президентом клуба избрали Игоря Вощинина, также ветерана знаменитого оркестра Дзержинки, а после его отъезда из Куйбышева в 1966 году клубные дела принял Лев Бекасов.

Оркестр Куйбышевского политехнического института на Х Куйбышевском Всесоюзном джазовом фестивале, 1978. Справа - Лев Бекасов.
Оркестр Куйбышевского политехнического института на Х Куйбышевском Всесоюзном джазовом фестивале, 1978. Справа — Лев Бекасов.

ДАЛЕЕ: продолжение биографии Льва Бекасова 

В молодёжном клубе создали свой джазовый оркестр, которым также руководил Лев Бекасов. Этот оркестр играл уже оркестровки своего руководителя — оркестровки вполне профессиональные.

Клуб активно проводил разнообразные мероприятия: устраивались беседы и лекции-концерты, где слушатели узнавали историю и особенности жанра, знакомились с творчеством выдающихся мастеров джаза. Проводились они в клубах и ДК города, в залах НИИ и проектных институтов, и даже в заводских цехах. При этом использовались магнитофонные записи или привлекались для выступлений клубные ансамбли, в том числе коллективы Льва Бекасова, Олега Гребенникова и Александра Соколова. Полвека назад именно на этих вечерах формировалась джазовая аудитория Самары. И сегодня на фестивалях и концертах можно видеть тех первых слушателей, уже вместе с детьми и внуками. Мне представляется, что это и есть главный итог: сотни людей, больных джазом на всю голову! Я знаю, о чём говорю, ведь я тоже «Свидетель Лёвы».

После первого фестиваля 1962 года был некоторый перерыв, а в период с 1967 по 1975 годы Куйбышевский джаз-клуб провел семь Всесоюзных джазовых фестивалей, которые дали путевку на большую сцену многим нынче известным джазовым музыкантам из разных городов. И Лев Бекасов, де-факто, был бессменным председателем оргкомитетов. Номинально, по понятным причинам, там числились комсомольские функционеры.

XI Куйбышевский Всесоюзный джазовый фестиваль, 1980. В центре - Лев Бекасов.
XI Куйбышевский Всесоюзный джазовый фестиваль, 1980. В центре — Лев Бекасов.

Мне тоже довелось участвовать в этих фестивалях и в качестве музыканта, и в качестве члена оргкомитетов, в которых я получил хорошую школу. Лев Степанович обладал уникальной способностью убеждать партийных и комсомольских деятелей, и не только их, в целесообразности и необходимости поддержки нашей деятельности. Он вообще всегда изъяснялся очень веско и аргументированно — как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой.

Валерий Коннов и Лев Бекасов, 1980
Валерий Коннов и Лев Бекасов, 1980

Очень много времени отдавая джазу, Бекасов сумел также после окончания института сделать карьеру на преподавательском поприще. В 1977 году он защитил кандидатскую диссертацию и позже стал доцентом кафедры Куйбышевского политехнического института, ныне СГТУ.

Я имел возможность общаться с Лёвой не только на репетициях оркестра и в джаз-клубе. Мы с ним работали в соседних лабораториях и жили неподалеку. В 1975 году, когда он вплотную занялся работой над диссертацией, я принял эстафету руководства джаз-клубом вплоть до своего переезда из Куйбышева в конце 78-го. Но и в эти годы фестивали не проходили без его активнейшего участия. И, конечно же, мне не удалось бы в 1978 году собрать представительный форум джаз-клубов в Куйбышеве, если бы наш клуб не имел авторитета, заработанного Львом Бекасовым и другими первопроходцами.

Пусть не часто, но всегда с теплотой вспоминаю годы нашего общения и на кафедре, и в клубе, и на репетициях и выступлениях, а также наши личные посиделки и разговоры во дворике на Невской. А чёртово пианино Petrof, которое мы тащили с Мишей Светловым и другими коллегами с Безымянки в «Интеграл» — дом на Челюскинцев, где Лев Степанович в начале 70-х получил отдельную квартиру, — до сих пор иногда снится мне в страшных снах!

В 80-х фестивальную традицию продолжил Григорий Файн, известный у нас и за рубежом джазовый пианист и композитор.

Ветераны оркестра «Ритм», справа Лев Бекасов. 1997
Ветераны оркестра «Ритм», справа Лев Бекасов. 1997

В эти годы Лев Степанович отошел от музыки как исполнитель и работал в своей «alma mater» в качестве доцента, но встреча с соратниками-музыкантами по случаю 30-летия Куйбышевского джаз-клуба всколыхнула воспоминания и стала посылом для возвращения к музыке. В 1993 ветераны клуба — Лев Бекасов, Игорь Вощинин, Альберт Николаев и другие — возобновили проведение фестивалей и провели еще семь, в том числе с участием (это уже стало можно) зарубежных музыкантов из Англии, Франции, Германии и даже Австралии. Итого под крышей джаз-клуба прошло всего 24 фестиваля. В это же время Бекасов возродил оркестр теперь уже Самарского государственного технического университета (СГТУ), который регулярно давал концерты в Доме учёных и участвовал в различных университетских культурных мероприятиях.

В октябре 2013 в Самаре прошли торжественные мероприятия, посвященные 80-летию Льва Степановича Бекасова, на которых он играл на альтушке с оркестром одного из лучших своих учеников.

Будучи уже тяжело больным, перенеся инсульт, он мечтал организовать ещё один, юбилейный 25-й джазовый фестиваль. Об этом он мне говорил по телефону год назад, в октябре. Не успел…

Многие умные люди называют джаз вирусом, который если заражает человека, то неизлечим. Я бы добавил: этот человек не должен обладать иммунитетом к нему. Другими словами, простите за пафос, должен быть избранным. И я чертовски рад, что, во многом благодаря Льву Бекасову, обзавёлся общим с ним «диагнозом»! Вечная ему память.

В статье использованы материалы краткого энциклопедического справочника «Джаз в России» В. Фейертага, «Джаз в Самаре вчера и сегодня» И. Вощинина и Ю. Хмельницкого, «Мы из шестидесятых» И. Вощинина, «Джаз — это праздник, который всегда со мной» О. Гребенникова, а также фотографии М. Светлова.

Самарский саксофонист, бэндлидер и организатор фестивалей Лев Бекасов (1933-2016): 2 комментария

  1. Мне посчастливилось познакомиться с Лёвой в том же 1978 году.Удивительно доброжелательный и отзывчивый был человек.Самые светлые воспоминания Скорблю вместе со всеми.Мир праху его и вечная память.И очень хорошая и добрая статья.

  2. Светлая память замечательному человеку Льву Степановичу Бекасову . Мы должны быть благодарны таким энтузиастам Джаза за то ,что они сохранили интерес людей к Джазовой Музыки!!!

    Игорь Бутман

Добавить комментарий для Роман копп Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *