Саксофонист Алексей Круглов и гитарист Яак Соояар: как мы провели «интенсивный месяц»

0

Алексей Круглов,
Jaak Sooäar
Фото: Павел Паладьев (Ярославль)
AK

От редакции: «Джаз.Ру» в высшей степени поощряет практику, когда ведущие российские музыканты рассказывают нашим читателям о своём опыте новых проектов, масштабных гастролей, авторских программ и записей. Одним из пионеров движения наших авторов-музыкантов был и остаётся московский саксофонист Алексей Круглов. Сегодня он рассказывает читателям «Джаз.Ру» об одном из важнейших своих проектов последнего времени — гастролях в разных составах с эстонским гитаристом Яаком Соояаром, который затем комментирует повествование Алексея.

— В октябре-ноябре у нас состоялось два тура (европейский и российский) с потрясающим эстонским гитаристом, самобытным музыкантом, автором многих проектов, вице-президентом Джазовой федерации Эстонии Яаком Соояаром (Jaak Sooäar), на которых мы презентовали наш совместный альбом «Karate», выпущенный британским лейблом Leo Records в 2011 году. Публика везде — и в Европе, и в России была потрясающая и нас везде очень хорошо принимали.

Jaak Sooäar, Алексей Круглов
Jaak Sooäar, Алексей Круглов

20 и 21 октября мы играли в Таллинне в Von Krahl Theatre и в Тарту в Genialistide Klubi вместе с трио Яака Соояара, в которое входят также Микхель Мялганд (контрабас) и Танел Рубен (ударные). Именно в этом составе у нас вышел диск «Karate». Программа состояла из наших авторских пьес и разных известных композиций: «Пусть всегда будет солнце» Льва Ошанина, вальс из «Метели» Георгия Свиридова, «Шахерезада» Римского-Корсакова, «Баллада любви» Владимира Высоцкого, «Хочу перемен» Виктора Цоя. Играя в Эстонии, лишний раз убеждаешься в том, что никаких барьеров между эстонцами и русскими нет, как бы нас ни пытались разделить политики. Человеческие отношения выше этого. Я везде в Эстонии встречаю хорошее отношение, не натянутое, а действительно доброе (кстати, такое же отношение со стороны россиян было и к Яаку в нашей стране). После концерта в Таллинне я долго общался с местными зрителями, и это было искренне дружеское общение. И ещё меня поразил тот факт, что даже молодые эстонцы узнавали и Высоцкого, и Цоя. В Тарту вообще молодёжная публика, но она просто потрясающе реагировала на песню Цоя «Хочу перемен», особенно когда я декламировал текст песни на свинговый модальный рифф.
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа, много фото, ВИДЕО

В общей сложности в Эстонии я находился пять дней, проводя мастер-классы и участвуя в совместной записи нового альбома с трио Яака на эстонском радио. В этой поездке мне удалось окунуться в атмосферу эстонского джаза, преподавания в Таллинской Академии, творческой атмосферы там — гораздо глубже, чем в предыдущие мои приезды. И, конечно же, разница с тем, как например, у нас происходят какие-то творческие вещи в Москве — огромная. В частности, в Академии постоянно происходят мастер-классы (в частности, в эти дни там была канадская скрипачка Таня Калманович), какие-то творческие встречи, есть возможности для занятий, развития своих идей. У нас, во всяком случае в период моей учёбы в РАМ им.Гнесиных, такого не было. Кстати, в Таллиннской Академии, помимо творческого многообразия, есть и столь важные вещи, как прекрасные номера для жилья, свободные классы в любое время (с настроенными роялями), библиотека, специальная комната с интернетом, два кафе и многое другое. Забегая вперед, скажу, что во время нашего Leo Tour, когда я проводил мастер-класс в Университете Эксетера, я тоже был поражён тамошним высоким уровнем технического оборудования и хороших условий для занятий и жизни. Европейцы даже и не представляют, какие барьеры нужно было преодолеть, чтобы только получить класс в РАМ им.Гнесиных для занятий или репетиции. И уже не важно, что класс этот плохо отапливаемый, с расстроенным пианино и прочее. Хотя мы радовались даже и углу в коридоре, за неимением долгожданной аудитории. А если рассказать им про условия для жизни в общежитии — боюсь, сочтут за плохую шутку… И сколько у нас ещё таких вещей, которые закаляют характер!
ВИДЕО: Алексей Круглов и трио Яака Соояара в таллиннском клубе Von Krahl, 19.10.2011
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=FK80zxBPySM]

24 октября в венском клубе Porgy and Bess начался Leo Records International Tour. В Вене мы играли дуэтом с Яаком во втором отделении, а в первом — английская пианистка Кэролин Хьюм и австрийская вокалистка Катя Круз, которые тоже презентовали свой дуэтный альбом, изданный Leo Records. В завершении концерта мы исполнили свободную импровизацию квартетом. Далее мы отправились в Англию. Нас встретил Лео Фейгин, глава лейбла, и мы отправились на юго-запад Англии в город Ньютон-Аббот. В концертах в Англии с 25 по 29 октября принимали участие музыканты английского ансамбля Fourth Page, презентуя свой новый альбом «Blind Horizons», изданный Leo Records в 2011 году. В состав «Четвертой страницы», помимо Кэролин Хьюм, входят барабанщик Пол Мэй, гитарист и певец Чарли Бересфорд, контрабасист Питер Марш. Концерты проходили в Queens Theatre в Барнстепле, в Hannahs at Seale-Hayne в Ньютон-Абботе, в Exeter University, и завершающий концерт был в Лондоне в клубе Vortex. Составы участников концертов менялись. Наш дуэт с Яаком был неизменным. А англичане начали тур в дуэте — Кэролин и Пол играли вместе свою программу. Нужно сказать, что у них уже давно сложившийся дуэт, у них вышло пять альбомов на Leo Records.
В Ньютон-Абботе и в Эксетере с ними играл Чарли Бересфорд, а в «Вортексе» выступал уже квартет. Было очень интересно слушать, как в зависимости от состава меняется их музыкальная ткань. И мы поражались, насколько тонко и чутко каждый из них чувствует музыкальное пространство, расширяя и углубляя его. Вообще, Fourth Page — это особый разговор. Их музыка — особое направление, построенное на вовлечении зрителя-слушателя в музыкальное пространство посредством тихих, проникновенных звуков, тончайших образов, а далее — в этих звуках и образах постепенно начинают раскрываться удивительные краски, где каждая нота имеет значение и может повернуть всю композицию в то или иное русло. Светлая, тихая, но напряженная и местами «страшно красивая» музыка. Музыканты чувствуют друг друга, откликаются на каждый звук. Нужно сказать, что особый шарм проекту придает вокал гитариста Чарли…. Он сочиняет тексты прямо на ходу, его манера современна, и слово, звучащее в этом проекте обладает сильным смыслом и мощным художественным воздействием. После двух сетов мы всегда играли несколько пьес вместе, в форме свободной импровизации. И конечно, нам с Яаком играть вместе с Fourth Page было очень легко, так как музыканты Fourth Page моментально ловят каждый звук. Мы сразу же нашли общий язык и сыграли несколько хороших концертов.
Два последних концерта свои сеты мы c Яаком играли вместе c Полом Мэем. И было такое ощущение, что мы с ним играем всегда! Завершающий концерт в Вортексе был записан BBC Radio 3, и на его материале была сделана радиопередача.

Алексей Круглов
Алексей Круглов

Тур получился просто потрясающим, и мы все очень благодарны Лео за это удивительное время. Помимо того, что Лео издает нашу музыку, он организовал такие потрясающие концерты! Атмосфера тура была тёплая, дружеская, мы все были как одна семья. Уезжать из Англии было грустно.

11 ноября Яак приехал в Москву, и мы сыграли несколько концертов в России. 12 ноября в ДОМе в трио с архангельским барабанщиком и перкуссионистом Олегом Юдановым, одним их участников легендарной джаз-группы «Архангельск», и приглашённым гостем, исполнителем на различных деревянных духовых инструментах Антоном Котиковым. Мы играли авторскую музыку.
На следующий день мы играли два концерта. Первый — не совсем обычный концерт в Филармонии Красногорска вместе с оперной певицей Татьяной Ланской и органисткой Юлией Иконниковой. Необычность концерта заключается в том, что наша программа была разнообразна — мы играли Пёрселла, Доуленда, Баха, Генделя. Яак исполнил народную эстонскую песенку, мы с Яаком в дуэте сыграли «Take The A Train». Но, как ни странно, несмотря на такую стилистическую и жанровую контрастность, концерт был выдержан в одном настроении и, как мне кажется, нам удалось найти общее звучание — несколько камерное.

Jaak Sooäar
Jaak Sooäar

Яак — разносторонний музыкант. Помимо современных джазовых проектов (с Дейвом Либманом, Людасом Моцкунасом), импров-проектов (с Ханом Беннинком, с Free Tallinn Trio), фри-роковых (The Dynamite Vikings), он играет и эстонский фольклор, и академическую музыку (с Андреасом Мустоненном). Так что в этом концерте красногорской публике были представлены многие из его творческих граней. Яак импровизировал на Доуленда, я играл каденции в сочинении Генделя, так что импровизационность в форме рондо возникала на концерте, что могло способствовать общему настроению.

Алексей Лапин
Алексей Лапин

Следующий концерт, состоявшийся двумя-тремя часами позже, был сыгран в Еврейском Культурном Центре в рамках «Импровизации нового века» — гостиной Михаила Митропольского — в квартете: питерский пианист и композитор Алексей Лапин, Яак Соояар, Олег Юданов и ваш покорный слуга. Михаил Михайлович назвал наш состав «Лео квартет», чем попал в точку, так как музыкальная линия нашего проекта как раз в стилистике Leo Records, да и альбомов у нас четверых на Leo Records собралось около 15-ти. Мы играли свободную музыку, с разнообразными, контрастными образами.
ВИДЕО: Leo Quartet в ЕКЦ
[youtube=http://www.youtube.com/watch?v=QS_fdzcZfjo]

14 ноября мы с Яаком были гостями радио передачи Михаила Митропольского «Бесконечное приближение» на Радио России, где были записаны две передачи про Яака и эстонский джаз, первая из которых транслировалась 17 декабря. Ну а 15 ноября Яак Соояар и «Круглый Бенд» с контрабасистом Денисом Силенко и барабанщиком Петром Афанасьевым выступили в Филармонии Орла в джаз-абонементе Антона Котикова, который тоже был непосредственным участником вечера. Играли разную музыку — авторскую, Цоя, Высоцкого, Свиридова.
16 ноября состоялся концерт из серии, посвящённой 85-летию Джона Колтрейна. Проходил он в рамках джаз-абонемента Владимира Каушанского во Дворце на Яузе. Выступал «Круглый Бенд» в расширенном составе — с саксофонистами Антоном Залетаевым, Олегом Грымовым, пианистом Ренатом Гатаулиным, контрабасистом Денисом Шушковым и с приглашёнными гостями — Олегом Юдановым и Яаком Соояаром. В первом отделении звучала музыка Колтрейна с разных альбомов — «Giant Steps», «Naima», «My Favorite Things», «Crescent» (в аранжировке Германа Лукьянова, за предоставление которой — ему отдельная благодарность!), «Impressions». У каждого солиста была отдельная пьеса, тут были и дуэты, и трио — всё, кроме септета. Септет же прозвучал во втором отделении — мы все вместе исполнили сюиту «A Love Supreme». Идея концерта — через отображение творческой линии гениального Джона Колтрейна показать свой взгляд на идеи этого выдающегося музыканта. Концерт «Лео квартета» мы повторили 17 ноября в Джаз-Центре Ярославля, там был записан материал будущего альбома «Military Space».

Leo Quartet в Ярославском Джаз-центре
Leo Quartet в Ярославском Джаз-центре

Все проекты европейского и российского туров были разные, но в этом, видимо, особенность нашего сотрудничества с Яаком, нашего с ним пути. И я очень рад, что наше сотрудничество развивается. Ведь если есть что сказать своей музыкой, и если музыканты схожи и близки в творческом и человеческом отношении, то всегда найдутся пути для развития своих идей. Мы с Яаком благодарены главному редактору «Джаз.Ру» Кириллу Мошкову, что он познакомил нас четыре года назад. Сотрудничество с Яаком — для меня одно из самых важных дел в жизни.

Комментарий Яака Соояара:

У нас с Алексеем был весьма интенсивный месяц: 13 концертов в разных составах, плюс два дня в студии. Оказалось, что играть в самых разных составах весьма забавно. Концерты и запись с эстонским квартетом представляли собой ситуацию «настоящего ансамбля»: у нас был стабильный репертуар и представление о том, как именно нам нравится играть вместе. Дуэтные концерты с Алексеем были совсем другие: более открытая атмосфера и масса непосредственного взаимодействия. Алексей — очень сильный музыкант с ясными идеями, и поэтому играть с ним легко, а дуэтный формат позволяет внезапные перемены, а не только логическое развитие идей, и это придаёт музыке совсем иной потенциал. Концерты в трио с барабанщиками (Пол Мэй в Англии и Олег Юданов в России) были очень разными, поскольку стиль Пола — в большей степени следование партнёрам, а Олег предлагает много собственных идей. С обоими играть было очень приятно. Концерты с более крупными составами были, каждый по-своему, всегда свежими, поскольку все эти отличные музыканты привносили собственные устремления и энергию.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.