портал «джаз.ру» · журнал «джаз.ру» · реклама на «джаз.ру» · джазовая афиша россии

Полный Джаз 2.0

всё о джазе по-русски

Россия. Жизнь джазовой кафедры глазами её заведующего

комментариев 5

Зинаида Карташёва DK

Этот текст —  своего рода «годовой отчет» заведущей кафедрой эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного университета культуры и искусств Зинаиды Карташёвой.

Первые дни января, когда уже отзвучали новогодние тосты, но еще не начались рабочие дни — очень удобное время, чтобы поразмыслить над итогами прошедшего года и перспективами на год наступивший. И уж просто необходимо это для тех, кто отвечает за других людей. Помимо того, что мне хочется поделиться итогами нашей работы, я буду чрезвычайно благодарна за все отклики и пожелания тех людей, которые слышат и знают наших педагогов и студентов.

Зинаида Карташёва и Анатолий Кролл, декабрь 2012

Зинаида Карташёва и Анатолий Кролл, декабрь 2012

Мне иногда страшновато сознавать, что я руковожу кафедрой, на которой, помимо меня, 26 педагогов («бакинских комиссаров», из которых всего одна женщина), штатных и совместителей, три концертмейстра (женщины) и 115 студентов — в основном, парней, и отнюдь не «мальчиков из церковного хора». Отвечать за такое хозяйство (учебный процесс, отношения студентов и педагогов, ведение документации, начисление зарплаты и масса всяческих проблем) — дело хлопотное, особенно в условиях перехода на другую систему образования (бакалавриат). Начальство в нашем вузе меняется в последние годы с периодичностью примерно такой: новый год — новый ректор (а заодно и проректоры, и часть администрации): только успевай выучивать имена и осваивать новые формы отчётности. Еще одна сложность — сосуществование уже второй год на нашей кафедре практически двух, то есть вместе с эстрадно-джазовой — еще и оркестровой струнной, со своим академическим учебным планом и дисциплинами, со своим оркестром. В перспективе есть идея открытия самостоятельной кафедры, но это будет возможно при достаточном количестве студентов и педагогов. Есть и другие сложности: например, наш государственный вуз практически не выделяет денег для кафедры ни на инструменты, их ремонт и настройку, ни на оборудование и мебель, ни на участие в фестивалях… но не будем об этом.

Меня иногда спрашивают: зачем я все это на себя взвалила, да еще и по своей инициативе. Дело в том, что я со студентами эстрадно-джазовой специализации работаю с 1979 года, когда пришла в МГУКИ на кафедру теории и истории музыки. На моих глазах эстрадная секция оркестрового факультета укреплялась, стала самостоятельной кафедрой. Я прекрасно и многие годы знаю всех, кто работал здесь и отдал этому делу множество сил и здоровья, кто создавал хороший профессиональный уровень, сложившийся к 2009 году, когда безвременно ушёл любимый профессор и заведующий Евгений Александрович Савин. Я не смогла спокойно наблюдать за начавшимся процессом снижения репутации кафедры, и, наверное, самое главное — я слишком люблю джаз, чтобы наблюдать за тем, как он теряет свои позиции на кафедре. И поэтому впряглась в это нелёгкое дело.

Теперь о том, что у нас на кафедре получилось «за отчётный период» ( буду говорить только об эстрадниках).
ДАЛЕЕ: что получилось, как получилось, кто выявился и что делать будем…

Прежде всего, я старалась укрепить педагогический состав и по возможности — повысить людей в должности (чтобы если не мизерные зарплаты, то хоть названия более высоких должностей их немного порадовали). Простите, не буду перечислять титулов, но многие имена говорят сами за себя. У нас появились новые педагоги — Александр Гуреев (биг-бэнд, саксофон), Павел Протасов (ансамбль, контрабас), Евгений Гречищев (фортепиано), Борис Ривчун (аранжировка, композиция), Денис Попов (методика), Михаил Рыженко (гитара). Продолжают преподавать Юрий Чугунов (гармония, аранжировка, композиция), Сергей Резанцев (саксофон), Валерий Мелехин (ансамбль, импровизация), Николай Головня (гитара), Павел Жулин (труба), Рашид Кулеев (тромбон), Армен Петров (бас-гитара), Анатолий Макуров (ударные), Дмитрий Рыжов (ансамбль трубачей), Константин Бабаян (компьютерная аранжировка). Продолжают работать и наши именитые ветераны — Вячеслав Кузнецов (руководство дипломными работами), Владимир Гордеев и Юрий Грибков (дирижирование и чтение партитур). Мои предметы — музыкально-теоретические и исторические, включая историю джаза.

Студентов-эстрадников на дневном и заочном отделениях у нас 95 из разных городов России, поскольку у нас есть большое общежитие. Студенты 3-5 курсов занимаются по пятилетнему плану, 1-2 курсы — уже по четырёхлетнему, бакалаврату. Не особенно удачно складывается баланс инструментов в ансамблях — маловато тромбонистов, басистов, ударников, но тут уж мы зависим от состава абитуриентов, их подготовленности, и, конечно, от количества бюджетных мест, которое каждый год стараются уменьшить. Кстати, из «прелестей» новой ситуации: на бакалавриат не только разрешено принимать ребят без среднего специального образования, но установлен и ПЛАН по набору студентов на платное отделение (и попробуйте его не выполнить!)

Об учебном процессе рассказывать не буду — это буднично и обычно. Расскажу о том, что из прошедшего года приятно вспоминать.

Конечно, мы старались сохранять лучшие традиции кафедры, которые во многом связны с именем Евгения Савина. Дмитрий Рыжов осуществил замысел своего любимого Учителя — расшифровал его рукописи и наброски методического альбома, которые много лет накапливались замечательным педагогом, но так и не публиковались при его жизни. Нам удалось добиться издания в МГУКИ альбома «Искусство современной игры на трубе», где обобщен опыт подготовки музыкантов-духовиков, принесший Евгению Савину международную известность. Презентация книги прошла в ноябре в рамках Всероссийских оркестровых ассамблей, когда в МГУКИ съезжаются музыканты со всей России. Были выступления учеников Мастера, теплые воспоминания, играли ансамбли трубачей в память об его ансамбле «Серебряные трубы» . Тиража альбома не хватило для всех желающих, мы подали заявку на дополнительное издание.

Павел Суязов

Павел Суязов

Вскоре после этого, 12 декабря, в день рождения Евгения Савина, мы провели III конкурс молодых джазовых трубачей его имени. Идея конкурса, где участники импровизируют на темы, определяемые по жребию из предложенных заранее, принадлежит Юрию Льноградскому, продюсеру фестиваля «Музэнерго» в Дубне, где и прошёл в 2010 году первый конкурс. Второй конкурс прошел в МГУКИ в 2011 году, и авторитетное жюри во главе с учеником Савина — Вадимом Эйленкригом присудило первое место студенту ГМКЭДИ Михаилу Бручееву. Третий конкурс мы провели в ГМКЭДИ («Ордынке»), где тоже многие годы преподавал Евгений Александрович. Жюри, в составе которого были джазовые трубачи разных поколений Арзу Гусейнов, Леонид Янков, Пётр Востоков, присудило первое место Павлу Суязову (РАМ им.Гнесиных). Лауреатами стали Алексей Дмитриев (он учился у Е.Савина в МГУКИ, а заканчивал Университет культуры на своей родине в Санкт-Петербурге) и Владимир Смирнов (ГМКЭДИ). Дипломантом конкурса стал Рустам Артыков из Пскова. Небольшое число участников вполне объяснимо, потому что конкурс в таком «формате» носит довольно сложный и эксклюзивный характер. Видимо, в будущем мы сделаем его более доступным для участников разного возраста и продумаем его номинации и требования. Возможно, в нем будут участвовать и тромбонисты, поскольку тромбон Евгений Савин тоже преподавал. Хорошо бы найти спонсорскую поддержку. У меня зарплата хоть и профессорская, но все затраты конкурса я тяну с трудом.

Университет-Бэнд (в центре - Александр Гуреев)

Университет-Бэнд (в центре — Александр Гуреев)

У нас в МГУКИ очень интенсивная концертная жизнь, и во всевозможных концертах, форумах, юбилеях, праздниках, встречах, ассамблеях постоянно выступают оркестры и ансамбли кафедры. Самыми значительными из таких выступлений прошлого года были отчетный концерт кафедры в апреле, концерт ко Дню музыки (1 октября) и конкурс дирижёров в рамках Всероссийских оркестровых ассамблей. В этих концертах «набирал силу» наш «Университет-бэнд», которым руководит Александр Гуреев, для того, чтобы достойно показаться на фестивалях «Весенний студенческий джаз» и «Гнесин-джаз». Что и произошло. Для студенческого оркестра, который каждый год обновляется (и в котором, между прочим, не используется «кадровое вмешательство» педагогов), выступления были очень приличными. Александр Гуреев — что называется, «играющий тренер»: играет с оркестром свои соло и даёт ребятам хорошую оркестровую школу. Найти педагога для оркестрового класса после ухода Евгения Савина было очень непросто, и я очень рада, что все так удачно сложилось. Теперь бы еще хоть одного тромбониста принять на 1-й курс.

Ансамблевый класс в МГУКИ долгое время держался на плечах Валерия Мелехина и, что греха таить, не все студенты были «охвачены» занятиями . Сейчас он получил хорошее подкрепление в лице Павла Протасова. Результат уже стал виден на фестивале «Гнесин-джаз», в котором участвовали четыре наших ансамбля. Поскольку составы ансамблей не всегда стабильны, будет, наверное, логичнее назвать наиболее отличившихся за год студентов, лауреатов различных фестивалей, поименно.

Ансамбль Дмитрия Зинакова

Ансамбль Дмитрия Зинакова

Дневное отделение. Начну с выпускников. Дмитрий Зинаков (труба) — лауреат конкурсов им. Е.Савина и многих других, уже солист оркестра им. Гараняна. Илья Михеев (ударные) — сердце почти всех наших коллективов, лауреат всех фестивалей, в которых он за пять лет учёбы участвовал. Кирилл Щукин и Вадим Асланян — лауреаты конкурса «Многоликая гитара» и др., Евгений Куликов — Гран-при конкурса «Рояль в джазе», Михаил Квоков — премии в двух номинациях конкурса «Рояль в джазе». На 4-м курсе у нас самый знаменитый студент — Анатолий Осипов (саксофон), который с успехом исполняет авторские композиции на различного рода концертах и фестивалях. Он и его сокурсник Игорь Балякин (гитара) стали лауреатами конкурса дирижёров Всероссийских оркестровых ассамблей в номинации «дирижирование биг-бэндом». На третьем курсе отличились саксофонисты Илья Симаков (лауреат и дипломант многих фестивалей) и Сергей Марьясов, солист биг-бэнда, участник многих концертов. Среди второкурсников своей фанатичной преданностью инструменту отличается Марина Дубина, которая была отмечена среди четырех лучших саксофонистов на последнем фестивале «Гнесин-джаз»; активно проявляют себя Геннадий Вьюшков (бас-гитара) и Никита Рычков (саксофон). Среди первокурсников тоже появились свои лидеры — Владимир Владычкин (саксофон), Николай Алтунин (гитара). Я не назвала многих студентов, которые играют в биг-бэнде и в ансамблях. Кто-то из наших студентов дневного отделения работает в разных, весьма престижных коллективах (часто — в ущерб учёбе).

А ведь есть еще и наши выдающиеся заочники. На 5 курсе — Павел Овчинников (тромбон), солист оркестра И.Бутмана. На 4 курсе — Евгений Ярын (бас-гитара) — ансамбль «Маримба-плюс», Ксения Акимова (фортепиано) — оркестр «Фонограф», 3-й курс — Александр Горох (гитара) — победитель всех возможных конкурсов и Стас Медведев (контрабас) — один из самых востребованных басистов. На втором курсе — наши титулованные пианисты Татьяна Жиляева и Павел Бабак. Перспективный первокурсник — Роман Куликешев (ударные), и многие другие самостоятельные музыканты, работающие в разных городах.

Ансамбль МГУКИ на фестивале «Гнесин Джаз»

Ансамбль МГУКИ на фестивале «Гнесин Джаз»

Так что, я надеюсь, год прошел успешно. Спасибо тем, кто нас поддерживал и помогал хотя бы советами.

 

комментариев 5 к 'Россия. Жизнь джазовой кафедры глазами её заведующего'

Подпишитесь на комментарии через RSS или TrackBack к записи 'Россия. Жизнь джазовой кафедры глазами её заведующего'.

  1. Дорогая Зинаида Борисовна! Спасибо за Ваш нелегкий но прекрасный труд.

    Студент 5 курса (заочник)

    Silversoniq

    19 Янв 13 в 23:57

  2. Очень интересно. Желаю дальнейших успехов!

    valery syrov

    5 Фев 13 в 18:56

  3. Спасибо за сохранение кафедры в боевом состоянии. Отдельное спасибо за последнюю фразу статьи. Почитатель джаза, доцент соседней кафедры ВП

    ВладимирП

    4 Мар 13 в 13:08

  4. где можно купить или посмотреть книгу современное искусство игры на трубе?

    раис

    4 Янв 14 в 16:58

  5. Спасибо, что Вы есть! Я узнаю много интересного.Когда Вы рассказываете , хочется открыть рот, а когда урок заканчивается, не хочется уходить. Сил Вам, процветания кафеды, хороших студентов!
    Студентка 2курса.

    Elena Lavrova

    6 Фев 14 в 23:06

Ответить