Уфа, 18-й фестиваль «Розовая Пантера»: импровизация во всём

0
Алиса Сабирова,
Уфа
Фото: Евгений Вайднер
AS

report13 апреля в Уфе завершился XVIII Международный фестиваль «Розовая Пантера», проходивший на сцене Башкирской государственной филармонии — настоящий праздник для публики, для уфимских музыкантов, для всех, кто неравнодушен к джазу.

Первоначально предполагалось, что фестиваль продлится три дня, но поскольку джазовых концертов, располагающихся по времени достаточно близко, оказалось на все пять дней, то и их включили в своеобразный фестивальный марафон. Первым ещё 30 марта стал концерт британского певца Кливленда Уоткисса, который на протяжении трёх лет подряд был признан в Лондоне лучшим джазовым вокалистом. Певец выступал со множеством легендарных исполнителе в диапазоне от Арта Блэйки и Джеймса Муди до Боба Дилана, Стиви Уандера, Джо Кокера и т.д. На уфимской сцене Кливленд Уоткисс выступил в сопровождении джаз-квартета в составе: Олег Касимов (саксофон), Сергей Оськин (контрабас), Игорь Атапин (рояль), Антон Антонов (ударные). «Это моё третье выступление в России, а этих ребят я встретил впервые только несколько часов назад. Разве это не восхитительно?» — сказал певец со сцены. По признанию руководителя аккомпанирующего квартета, Олега Касимова, выступление должно было представлять собой «полный джаз, поскольку мы сами ещё не знаем толком, что мы будем играть и в каком порядке». Впрочем, оно и случилось — полный джаз, искрящийся и свежий, как глоток шампанского.

Cleveland Watkiss
Cleveland Watkiss

Кливленду Уоткиссу безусловно присуще особое ощущение музыки, отношение к теме, абсолютная свобода выражения. Даже если кто-то из музыкантов не поймал тональность, вокалисту было неважно, в какой тональности петь; легко менял он и ритмические рисунки. Вообще любая тема для него — только повод к импровизации, куда вовлекаются все музыканты. Почему бы не сделать джазовый стандарт «Cry Me A River» в стиле рэгги? А из уже достаточно приевшейся «Autumn Leaves» — отдельное шоу с битбоксингом, всевозможным звукоподражательством: шум ветра, хлопанье крыльев, пение птиц… Неожиданно и невероятно красиво он спел шопеновскую Прелюдию c- moll (транспонировав в g-moll), постепенно при помощи «лупов» наращивая аккордовую фактуру — разумеется, в джазовом стиле; а «C-Jam Blues» заставил вместе с собой петь весь зал, создавая ощущение своего рода феерического праздничного действа.

ВИДЕО: Cleveland Watkiss Prelude c-moll

httpv://www.youtube.com/watch?v=Ps7wLBlYI4k

ДАЛЕЕ: продолжение отчёта о фестивале — апрельские концерты: много фото! 

10 апреля перед уфимцами выступил «младший брат» Эстрадно-джазового оркестра филармонии — Эстрадный оркестр (Биг-Бэнд) Уфимской государственной академии искусств им. З.Исмагилова (художественный руководитель оркестра — Азамат Хасаншин). Это коллектив довольно молодой (ему всего семь лет), но он уже серьёзно заявил о себе на уфимской джазовой сцене. По словам дирижёра оркестра, Артура Гимаева, коллектив находится в постоянном творческом поиске. Это и не удивительно, ведь его основная задача — найти то звучание, тот саунд, который был присущ лучшим биг-бэндам ХХ века. Музыканты изучают гармонии и ритмы самых разных культур: наряду с афроамериканскими, т.е. собственно джазовыми композициями, оркестр исполняет афро-кубинские пьесы, латин-джаз. Но и этим не ограничиваются творческие поиски — в исполнительской практике музыкантов бывают задействованы рок и электронная музыка.

Аркадий Шилклопер
Аркадий Шилклопер

На следующий день фестиваля радовать публику своим искусством приехал уже хорошо известный в Уфе музыкант — Аркадий Шилклопер (с ним играл Эстрадно-джазовый оркестр филармонии п/у Олега Касимова). Прекрасный валторнист исполнил на невероятном для джаза альпийским роге собственную фанковую композицию «Рваный мешок» в миксолидийском ладу. Большое впечатление произвела композиция из музыки к немому фильму «Шантаж» Альфреда Хичкока, тему которой музыкант исполнил на новом для себя музыкальном инструменте — морской раковине. Но на этом не закончились сюрпризы: «Следующая композиция называется “Фига” — это новый жанр и стиль, придуманный и созданный мной. Это не фуга и не жига, а нечто среднее между ними», — пояснил Шилклопер. От фуги в ней — два контрапунктирующих соло: Аркадия Шилклопера на валторне и уфимского трубача Артура Гимаева. От жиги — видимо, общая (тоже вполне фанковая) ритмичность. Сопровождал игру Шилклопера Эстрадно-джазовый оркестр филармонии.

Андрей Злоян
Андрей Злоян

Ещё один гость фестиваля, Андрей Злоян — лауреат международного конкурса им. Кима Назаретова, джазовый гитарист из Тюмени, преподаватель Тюменской государственной академии культуры и искусств. Он выступил с джаз-квартетом «Уфа», исполнявшим исключительно собственные композиции. Кстати, специальным гостем квартета приглашают очень талантливого альт-саксофониста, пока ещё только студента Уфимской академии искусств: его зовут Азат Гайфуллин.

Настоящим откровением этого вечера стало выступление пианиста Владимира Шафранова (Финляндия) с уфимскими музыкантами басистом Олегом Янгуровым и барабанщиком-перкуссионистом Рустемом Каримовым. По признанию Шафранова, ему было очень легко и в удовольствие играть с уфимцами. От себя могу добавить только, что Рустем Каримов — действительно потрясающий, невероятно тонкий музыкант.

Кстати, именно этот состав отыграл 12 апреля также и дневной «концерт для всей семьи». Несомненно, с большим успехом. Вызывает лишь некоторое сомнение организация и менеджмент: имело ли смысл ставить замечательное профессиональное трио на время дневного концерта, но часовой концерт студенческого оркестра поставить на вечер? Логичнее всё же было бы поменять их местами, как, к примеру, и было на предыдущих фестивалях. Впрочем, далеко не всегда оплошности происходят по вине организаторов: заявленная на вечер участница телевизионного шоу «Большой джаз» барабанщица из Нью-Йорка Александра Могилевич не сумела принять участие в фестивале, потому что просто… перепутала время вылета!

Daniel Lepety Ondogo Ondogo
Daniel Lepety Ondogo Ondogo

Однако же гости всё равно были — певец и бас-гитарист, камерунец Даниэль Лепети Ондого Ондого, пианист-тромбонист Олег Анохин (Казань), трубач и исполнитель на дудуке Михаил Волох (Москва). Из уфимских — Рустем Каримов (перкуссия) и Вячеслав Шумилов (ударные). И драйв авторским композициям Анохина задавал именно Даниэль Ондого Ондого, используя всё тот же битбоксинг (видимо, это какое-то особое генетическое свойство для представителей африканских этносов!). «На помощь» (на самом деле поджемовать, конечно же) вышел и Аркадий Шилклопер. Потрясающе свежо прозвучала румба в чрезвычайно необычном составе: дудук, валторна, бас, рояль и перкуссия. Последняя из всех инструментов, пожалуй, ближе всего было по генезису к латин-джазу, однако всё это вкупе с безусловным мастерством исполнителей составило не просто удивительное, но и очень убедительное звуковое впечатление. Не меньшее, кстати, произвела и армянская народная тема в ритмике латино. Михаил Волох также и прекрасный трубач, но вот как раз его соло на дудуке показались мне наиболее экспрессивными и разноплановыми.

Dee Daniels
Dee Daniels

Драйва продолжила добавлять вокалистка из Канады Ди Дэниэлс (Dee Daniels) в сопровождении уфимских музыкантов — Олега Касимова (саксофон), Руслана Воротникова (рояль), Феликса Аксёнова (контрабас), Вячеслава Шумилова (ударные). Элемент джема добавило неожиданное и незапланированное появление пианиста Владимира Шафранова, которого певица попросила саккомпанировать ей «по старой памяти», поскольку они когда-то выступали вместе в США. Впрочем, весь фестиваль прошёл под своего рода знаком джазового джема — не всё соответствовало заранее намеченному плану, что в общем-то вполне согласуется с самой джазовой эстетикой. Именно эту непредсказуемость, с лёгким флёром авантюры, импровизации постоянно подчёркивал со сцены потрясающий конферансье, легендарный историк джаза, музыковед, джазовый критик Владимир Борисович Фейертаг, любезно согласившийся провести этот фестиваль.

Владимир Фейертаг
Владимир Фейертаг

Звезда заключительного дня фестиваля — американский саксофонист Билл Сакстон. На протяжении своего творческого пути Билл осваивал различные стили и направления джаза — от свинга до хардбопа и фри-джаза. На первых порах испытал заметное влияние Паркера и Монка, впоследствии выработал свою индивидуальную манеру игры, впитавшую лучшие традиции великих саксофонистов Коулмана Хоукинса, Бэна Уэбстера и Сонни Роллинза. Всё это слышно в исполнительской манере Сакстона, выступавшего с Эстрадно-джазовым оркестром БГФ.

Bill Saxton
Bill Saxton

Завершился фестиваль «Розовая Пантера» большим гала-концертом, где выступили и гости, и уфимцы. В целом, конечно же, праздник удался, прежде всего благодаря своему художественному руководителю Олегу Касимову, хотя не обошлось без мелких неприятностей и курьёзов даже с творческой, художественной точки зрения. Возможно, не очень правильно со стороны некоторых уфимских музыкантов играть на всех фестивалях и концертах одни и те же авторские композиции, ведь хочется уже услышать что-то новое. Впрочем, это, видимо, современная тенденция — канадская певица тоже не стала утруждать себя на гала-концерте исполнением каких-то других стандартов, пела то же, что на основном концерте, и даже шутки были те же самые.

Билл Сакстон и участники оркестра
Билл Сакстон и участники оркестра

И всё же трудно переоценить значение фестиваля прежде всего для уфимских музыкантов, поскольку во всех смыслах подобные действа — это мощная школа для наших джазменов. Хочу ещё раз перечислить/подчеркнуть их имена: Артур Гимаев — лучший солист и самый перспективный бэндлидер; Азат Гайфуллин — настоящий солист и лидер молодой уфимской джазовой группы Happy People; контрабасист Феликс Аксёнов (кстати, тоже пока ещё студент Академии искусств). Два вечера эти исполнители приводили в восторг не только публику, но и самих музыкантов: приятно было видеть реакцию на их игру именно американских гостей, поскольку они суть носители джазовой традиции.

И ещё: джазовый фестиваль не был бы по-настоящему джазовым, если бы не традиционные для этой музыки джем-сешнс. Отдельную площадку для них любезно предоставил 11 и 13 апреля Уфимский джаз-клуб. Самое главное, что все гости фестиваля с удовольствием играли на сцене с молодыми музыкантами, кому не удалось по тем или иным причинам выступать во время «официальных» концертов. Поэтому хочется воскликнуть: «Браво всем!»

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.