Немецкие и российские импровизаторы на 35-й годовщине лейбла Leo Records в Берлине

7
Людмила Белова
Фото автора
LB

report28-29 декабря 2014 года в берлинском клубе B Flat прошел Leo Records Festival in Berlin, приуроченный к 35-летию британcкого лейбла «Лео Рекордс» — одной из ведущих компаний в области издания авангардного джаза. На фестивале выступили российские и немецкие музыканты Leo Records, показав целый ряд сильных программ. Музыкантов представлял глава лейбла Лео Фейгин.

Сотрудничество немецких и российских (а в прошлом — советских) музыкантов имеет давнюю историю. При всей разности музыкального языка, германские и отечественные музыканты имеют много общего. Достаточно вспомнить проекты Владимира Чекасина или Аркадия Шилклопера с музыкантами из Германии, частые приезды в нашу страну известных немецких музыкантов-авангардистов (Петер Ковальд, Петер Брётцманн, но особенно — Хайнс Гёдеке), участие артистов из Германии в отечественных фестивалях, совместные альбомы (например, диск Брётцманна, записанный в трио с архангельским перкуссионистом Николаем Юдановым и финским гитаристом Сакари Люома). Общность художественных взглядов подтвердилась и в прошлогоднем альбоме «Moscow» дуэта легенды немецкого авангарда пианиста и композитора Йоахима Кюна с ярким представителем новой волны импровизационной музыки в России Алексеем Кругловым, которого авторитетный британский журнал Jazzwise не так давно назвал «будущим джаза» (репортаж о презентации альбома см. на «Джаз.Ру»).

Gebhard Ullmann, Алексей Круглов
Gebhard Ullmann, Алексей Круглов

Идея фестиваля «Лео Рекордс» в Берлине возникла у Алексея Круглова и его немецкого коллеги, мультиинструменталиста Гебхарда Ульманна, более года назад, когда Алексей был гостем кларнетового трио Гебхарда на фестивале немецких музыкантов «Джаз осенью», который Гёте-Институт проводил в Москве в течение нескольких лет. В результате немецкие музыканты выступили на Leo Records Festival in Russia, организатором которого выступает Круглов. При поддержке Гёте-Института Улльман вместе с пианистом Семёном Набатовым и мультиинструменталистом Франком Гратковски играли на третьем фестивале в сентябре 2014 года (см. репортаж о фестивале на «Джаз.Ру»),  а российские музыканты приняли участие в фестивале в Берлине. Мне и моим друзьям удалось побывать на нескольких концертах российского фестиваля «Лео Рекордс» в Санкт-Петербурге и Москве, поэтому очень интересно было посмотреть, как фестиваль будет проходить в Берлине.

Каждый вечер в B Flat Club состоял из трёх отделений. Первый фестивальный день открыло трио организатора фестиваля Гебхарда Ульманна под названием BassX3. В составе были представлены только басовые инструменты: два контрабаса — Крис Далгрен и Оли Потрац, сам же Гебхард играл на бас-кларнете и басовой флейте. Очень тонкий и проникновенный проект, с потрясающими красками и взаимодействием двух контрабасистов.

ВИДЕО: BassX3 Гебхарда Ульманна

httpv://www.youtube.com/watch?v=kVTtwVXO6i0

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа из Берлина, много ВИДЕО 

Мистическое настроение продолжило выступление восходящей звезды — вокалистки Альмут Кюн. То, что она творила своим голосом, просто не поддается описанию. Тут и безупречное чувство атмосферы, и контрастные образы, и невероятная техника. Безусловно, в творчестве Альмут ощущается влияние таких титанов вокальной импровизации, как Фил Минтон или Саинхо Намчылак.

ВИДЕО: Альмут Кюн

httpv://www.youtube.com/watch?v=PnufdYSZ6UI

Резкий эмоциональный поворот в созданном Альмут Кюн прозрачно-хрустальном настроении совершило выступление российско-немецко-американского состава, который был назван Russian Free Folk Quintet: Анастасия Маслобоева (вокал, цимбалы) из Иркутска, москвич Алексей Круглов, архангелогородец Тим Дорофеев (гитара) и живущие в Берлине американский контрабасист Крис Далгрен (уже выходивший в тот вечер в трио Ульманна) и барабанщик Оли Штайдл, не так давно приезжавший в Москву в ансамбле легендарного Александра фон Шлиппенбаха. Изначально планировалось выступление Russian Free Folk Quartet, в котором на перкуссии играет отец Анастасии — Евгений Маслобоев, а в качестве приглашенного гостя должен был участвовать контрабасист Владимир Кудрявцев. Но им не удалось приехать, соответственно, из Иркутска и Парижа, и Оли с Крисом влились в ансамбль так, словно музыканты нового квинтета всю жизнь играли вместе. Группа исполнила свою программу с яркими образами — местами весёлыми и разудалыми, местами печально-проникновенными, построенными на русских мотивах Севера и Сибири, включая и авторские композиции Тима Дорофеева, Евгения Маслобоева и Алексея Круглова, в финале сыграв свой «хит» — народную песню «Квашня» в аранжировке Евгения Маслобоева.

ВИДЕО: Russian Free Folk Quintet. Маслобоева — Круглов — Дорофеев — Далгрен — Штайдл

httpv://www.youtube.com/watch?v=J10sDP4KBK8

Немецкая публика была поражена преломлением русского фолка в ключе нового джаза. Музыкантов долго не хотели отпускать со сцены. Сильное впечатление — быть среди заполнивших до отказа этот знаменитый берлинский клуб чутких слушателей, открытых и готовых воспринимать новые музыкальные формы и идеи.

Второй день начался на столь же высокой эмоциональной волне, как будто между концертами не было перерыва. Первые два коллектива — квартеты. Только первый состав — это квартет саксофонистов-кларнетистов — 4 Reeds, второй — ансамбль VocColours, состоящий из вокалистов с приглашенным гостем — электронщиком Ти Джей Шреддером (настоящее имя — Штефан Тидье: Stefan Tiedje a.k.a. TJ «Terabyte Jokey» Shredder).

4 Reeds, или German-Russian Quartet, как назвал этот ансамбль со сцены Лео Фейгин, состоит из двух немецких музыкантов — Франка Гратковски и Гебхарда Ульмана и двух российских — Алексея Круглова и живущего в Брауншвейге Влада Быстрова. Музыканты играли на альт-саксофонах, кроме Гебхарда, который использовал тенор, зато Гебхард и Франк играли на бас-кларнетах, а Влад с Алексеем — на альт-кларнетах. В каждой пьесе кто-либо из музыкантов менял свой инструмент, и от этого каждая композиция озарялась все новыми звуковыми оттенками. Безусловно, не обошлось без шоу — но шоу, которое идет от самой драматургии пьесы, где театральный элемент является продолжением музыкального действа.

ВИДЕО: 4 Reeds. Гратковски — Ульманн — Круглов — Быстров 

httpv://www.youtube.com/watch?v=O90u80HMsdc

Соединение проникновенных идей с артистичными принципами, преходящими порой уже в плоскость перформанса, проявилось и в выступлении группы VocColours, которая на три четверти состоит из немецких вокалистов (Бригитте Кюппер, Гала Хуммель, Норберт Цаяц). Четвёртого вокалиста зовут Юрий Гранкин, но и он живёт в Германии (Дюссельдорф). Группа часто выступает с приглашенными гостями. На концертах в России в прошлом году участниками их проектов были российские пианисты-импровизаторы — Андрей Разин и Алексей Лапин. Каждый раз VocColours находят новые пути и образы, вдохновлённые идеями приглашённых участников программ. В этот раз электронщик ТиДжей Шреддер создавал особые пространственные пласты, органично вписывающиеся в общую драматургическую и композиционную канву вокалистов. В Берлине идеи вокального квартета вкупе с электроникой вызвали интересные образы. Мне показалось, что в какой-то момент перформанс олицетворял ощущения одиночества, задумчивости человека перед индустриальным миром, но в следующее мгновение эти ощущения внезапно разрушали сарказм и гротеск, что показало некую условность в возникновении точных ассоциаций. Арт-пространство VocColours — это постоянно меняющаяся мозаика картин, образов, состояний. То, насколько гармонично вокалисты чувствуют друг друга, откликаясь не просто на каждый звук, а на полудвижение, даже полувзмах руки одного из участников, производит на слушателя магнетическое воздействие.

ВИДЕО: VocColours + TJ Shredder

httpv://www.youtube.com/watch?v=2ytl3O9Uk44

Трио саксофониста, кларнетиста и флейтиста Франка Гратковски завершало фестиваль. В его группе — пианист Ахим Кауфман и барабанщик и перкуссионист Тони Бак. Здесь мы услышали импровизационную музыку с характерным для XXI века тонким отношением к звуку и форме. Cо временем импровизационная музыка меняется, мы можем наблюдать, как она вбирает в себя всё больше принципов академической музыки (сонорика, спектральность, микрохроматика, алеаторика, даже элементы додекафонии), становясь более тонкой, даже где-то лиричной в плане новых звучаний, но при этом оставаясь свободной, изящной и вдохновенной. Безусловно, трио Франка — яркий выразительный пример развития новоджазового языка в области новых граней; и отличное завершение фестиваля. Как и первый день, вечер вновь завершался бисом.

ВИДЕО: Трио Франка Гратковски

httpv://www.youtube.com/watch?v=5FsusWwaaxI

FLYERФестиваль прошел с большим успехом. Немецким радио была подготовлена программа с записью концертов и интервью с Лео Фейгиным. Полный зал в эти два рождественских декабрьских дня клуба B Flat Club открыли нам много нового и поразительного. Любопытно было пообщаться с нашими соотечественниками, живущими в настоящее время в Германии и оказавшимися в этот вечер среди публики. Мнение о высоком уровне организации и особой художественной значимости таких разнообразных проектов, представленных на фестивале, было общим. Когда присутствуешь на рождении таких проектов, когда происходят столь важные культурные события, понимаешь, что в мире культуры, музыки нет преград и границ. Наверное, самой символичной картиной стало долгое и тёплое общение американца Криса Далгрена и россиянина Алексея Круглова. Алексей обещал после выступления 4 Reeds подойти к нашему столику, но его настолько сильно увлекло общение с Крисом, что он обо всём забыл. Они общались вплоть до конца вечера, когда гремели последние аккорды трио Франка Гратковски. И в этом один из главных смыслов таких фестивалей — как бы политики ни старались настроить народы и людей друг против друга, настоящее искусство всегда будет объединять.

реклама на джаз.ру

7 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Уважаемые Людмила Белова и Jazz.ru !

    Спасибо Вам за позитивную оценку нашего выступления на фестивале, это очень радостно ! Для нас, VocColours, это большая честь выступить на таком фестивале рядом с такими титуловаными музыкантами. Огромное спасибо организаторам — Алексею Круглову, Гебхарду Ульману и конечно легендарному Лео Фейгину. Спасибо также Радио Берлина за фестивальную запись.

    Юра Гранкин

  2. Спасибо за замечательную статью! Радостно за наших авангардистов. Ждём четвёртого фестиваля Лео Рекордс в октябре. Юрий, надеемся, что VocColours нас вновь порадует своим приездом.

  3. Юра, спасибо тебе за потрясающее выступление и теплые слова! Очень надеюсь на продолжение и встречу в этом году! Поклон необыкновенному VocColours из Москвы! Ваш АК

  4. Alex, спасибо вам на добром слове! Фестиваль Лео Рекордс уже точно состоится с 14 и 15 октября в клубе Козлова, 16 в КЦ Дом (возможно и 17 октября сделаем в Москве), 17 и 18 — Архангельск, 19 и 20 — Питер. Причем будет много интересных событий. Оксаной Матиевской на предыдущем фестивале снят фильм о нашем авангардном джазе, сейчас состоится его презентация, лейблом Геометрия издаются фильмы Лео «Новая музыка из России», снятые около 25 лет назад, планируется также к фестиваля выпуск нескольких интересных изданий, одно из которых — записи со всех фестивалей Лео Рекордс. В общем, будет обширная программа. Приглашаем всех!

Добавить комментарий для Alexey Kruglov Отменить ответ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.