Валторнист Аркадий Шилклопер: «Moscow Art Trio продолжается» — интервью к юбилейному концерту

Константин Ищенко
фото: фото: архив «Джаз.Ру»
ИН

interview16 февраля самый известный в мире российский этно-джазовый коллектив, Moscow Art Trio (Михаил Альперин — фортепиано, клавиола, вокал, Сергей Старостин — вокал, кларнет, фольклорные духовые и Аркадий Шилклопер — валторна, альпийский рог) даст в Камерном зале ММДМ юбилейный концерт в честь своего 25-летия. С предстоящего выступления и начался наш разговор с Аркадием Шилклопером.

Аркадий Шилклопер
Аркадий Шилклопер

Аркадий, что ждёт слушателей на юбилейном вечере трио?

— Давайте не будем сейчас раскрывать все карты. Сохраним интригу. Скажу лишь, что будут, конечно, исполнены какие-то ранние ностальгические (по крайней мере, для нас) вещи, но в основном — композиции последних лет. Они хорошо сделаны, их проще восстановить. Они глубже и взрослее, показывают нас сегодняшних. В сентябре в Дюссельдорфе у Moscow Art Trio был такой предъюбилейный концерт из трёх частей. Сначала Миша Альперин с женой, замечательной аккордеонисткой Эвелиной Петровой, исполнили саундтрек к фрагменту фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» минут на 20-25. В этом также участвовал тромбонист. Потом было само Moscow Art Trio, а затем — мы все вместе, к нам ещё присоединилась скрипачка из Норвегии. Хорошо получилось. И Миша даже хотел повторить все в таком же формате здесь 16-го февраля. Но это не совсем Moscow Art Trio. Как «просто» концерт — да, годится, но для юбилейного вечера все же не подходит.

Камерный зал сознательно выбрали?

— Сначала была идея выступить в Светлановском зале. Но Moscow Art Trio — это всё же, действительно, камерный состав. В нашей музыке нет пафоса, нет патетики. Мы рассказываем какие-то свои истории, где-то фантазируем. И это может быть не только музыка в чистом виде, в выступлениях присутствуют элементы хэппенинга, перфоманса. Сережа Старостин придумал для этого замечательное слово «дудачим» (смеётся). Камерный зал идеально подходит для того что делает Moscow Art Trio.

Moscow Art Trio
Moscow Art Trio

Это «дудачим» не в первый раз звучит в ваших интервью. А еще вы, кажется, очень любите применительно к Moscow Art Trio выражение «воображаемый фольклор»?

— Мне очень нравится это придуманное Мишей выражение. И не фольклор в чистом виде, и не джаз, и не классика, а такой симбиоз, союз трёх китов. Я — представитель академической музыки, Миша представляет импровизационную эстетику, а Сергей — фольклорную. Мы доказали миру, что можно сотрудничать, исповедуя разную музыкальную религию. Можно быть академическим музыкантом, но если ты человек с «открытыми ушами», с открытым сознанием, для тебя нет преград. Музыка — единое целое. Вот эта цельность трёх единств — основополагающий момент в Moscow Art Trio.

Moscow Art Trio — это не только новаторство по части стилистики, соединения несоединимого. Наше трио — это придуманная когда-то форма, которая требует развития, эволюции. Иначе она умрёт. В других жанрах, стилях и коллективах можно «спекулировать» однажды найденным. И некоторые делают так всю жизнь. Но Moscow Art Trio — совсем другая история. Да, у нас бывают повторы, есть любимые нами пьесы, которые играются почти на всех концертах. Но и развитие обязательно присутствует, постоянные эксперименты в разных направлениях. Скажем, поиск новых тембральных красок. У нас, к примеру, не всегда был альпийский рог — только последние лет десять. И не всегда был кларнет. Серёжа долго не играл на нём. Потом мы выяснили, что он, оказывается, профессиональный кларнетист. Подумали: жаль, что такая красивая краска не задействована. Стали думать, где её можно применить. Сейчас Сергей опять не играет на кларнете, зато использует фольклорные инструменты: эквадорские флейты, тилинки (украинская и молдавская фольклорная флейта. — Ред.) разные и т.д. Я вот играю на раковинах.

Но краски — даже самые красивые и необычные — наверное, всё же не самоцель?

ДАЛЕЕ: продолжение интервью валторниста Аркадия Шилклопера 

— Конечно. Как бы они ни были хороши, надо знать, где их использовать и как. И тут возникает другая задача — композиторская. За композиторскую работу у нас отвечает Миша Альперин. Берет на себя структурную часть, встраивает драматургию выступления. Кстати, иногда мы использовали и продолжаем использовать «паттерны»: найденные заготовки, которые пытаемся сложить как паззл или лего.

И как? Складывается?

— Не всегда. Но чаще всё-таки складывается. Иногда получается очень органично, иногда — эклектично. Но тут ведь ещё важно, что сама по себе драматургия концерта, подход к ней строится не на одних и тех же принципах.

В реализации некоторых идей трио участвовало в неполном составе, но при этом привлекались музыканты со стороны. Получалось что-то вроде «дочерних предприятий»…

— Было, к примеру, трио, где играл я, Миша Альперин и один норвежский фольклорный скрипач. Ездили в турне таким составом. И это продолжалось довольно долго — года четыре. Было «отпочкование» от Moscow Art Trio, когда я и Серёжа Старостин сделали программу с питерским контрабасистом Володей Волковым — и даже диск записали. Это уже немного другая эстетика. Повторюсь: в Moscow Art Trio есть место разным составляющим: организационным и стилистическим. Отсюда и наши многочисленные коллаборации. Скажем, с женским болгарским хором «Ангелите». Или с тувинцами «Хуун-Хуур-Ту». В наших работах присутствует грузинский фольклор, балканский, само собой, норвежский, с появлением рога пришел альпийский. И как-то была даже такая пьеса — «Моцарт в Монголии».

Аркадий Шилклопер, Михаил Альперин
Аркадий Шилклопер, Михаил Альперин

И в вашей жизни, и в жизни коллектива случались периоды больших сомнений. Скажем, Moscow Art Trio в какой-то момент — причем довольно давно — чуть было вообще не прекратило существование.

— Было такое. А я в какой-то период — ещё раньше — хотел вообще бросить всю эту импровизационно-экспериментальную историю. Сидел же себе в Большом театре, ездил на гастроли, получал неплохие деньги. Потом перешёл в оркестр Московской филармонии, стал ездить еще больше. Зарплата, правда, поменьше, но гастролей больше и свободного времени больше. Сейчас бы уже на пенсии сидел (смеётся). Но все-таки я сумел преодолеть себя, пошёл дальше. И дошёл вот до Moscow Art Trio.

То, что валторна — не самый джазовый инструмент, как-то подогревало эти ваши сомнения?

— Да. Все-таки этот инструмент ассоциируется с более традиционной музыкой, с охотой, с романтическими какими-то вещами. Ты валторнист? Ну, так и играй себе Моцарта, Штрауса, Чайковского, Бетховена. Я очень рад, что в моей жизни встретились Миша Альперин и Серёжа Старостин. Люди, которые сломали во мне этот академический барьер. Теперь для меня нет никаких преград в музыке и вообще в творчестве. Как только появляется барьер — творчество кончается. Это уже тюрьма.

Сергей Старостин
Сергей Старостин

Всякий юбилейный вечер предполагает итоговый формат. Судя по вашим словам, для Moscow Art Trio предстоящий 16-го февраля концерт станет подведением лишь некоторых предварительных итогов.

— Когда я выступаю с другими музыкантами — не с Мишей и Серёжей, — зрители иногда потом подходят, говорят: а вот Moscow Art Trio! То есть нас даже по отдельности все равно как-то ассоциируют с этим трио. Значит, оно сумело заявить о себе. Оставило след. Состоялись как явление. У нас внушительный архив. Не только аудиодиски, но и видеозаписи: кстати, Сергей недавно специально все это отобрал и оцифровал. Есть последователи, которые пытаются идти в том же направлении, что и Moscow Art Trio. Но при этом у нас самих нет ощущения, что мы всё уже в этом формате сказали и сделали. Да, в последние годы стали реже играть вместе. Но идеи есть, есть планы. В Португалии летом намечаются два концерта. И все уже дали согласие. Так что Moscow Art Trio продолжается…

16 февраля, Московский международный Дом музыки (Камерный зал): юбилейный концерт к 25-летию Moscow Art Trio. Начало концерта: 19:00
Адрес ММДМ (Камерный зал): Москва, Космодамианская наб., д. 52, стр. 8 (м. Павелецкая)
Заказ билетов на сайте или в кассах Дома Музыки: +7(495)730-1011
Организатор концерта — агентство «АртМания»
ВИДЕО: Moscow Art Trio «Ironical Evening»
выступление на фестивале в Калише, Польша, 2006 (видеоканал лейбла JARO Medien GmbH)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *