In Memoriam. Гитарист Чак Лоэб (1955-2017)

Вечером 31 июля (в Москве было уже раннее утро 1 августа) в США ушёл из жизни известный гитарист направления «современный джаз» (contemporary jazz) — Чак Лоэб (Chuck Loeb). Ему был 61 год. Несколько последних лет музыкант боролся с онкологическим заболеванием.

Чак Лоэб родился в небольшом посёлке Найэк, в северных пригородах Нью-Йорка, 7 декабря 1955. В 11 лет он начал играть на гитаре, в 13 — уже выступал с самодеятельным ансамблем на танцах в Найэке, а в 16 решил, что будет играть джаз. В поисках учителя он добрался аж до Филадельфии, и там известный преподаватель Деннис Сандоле порекомендовал ему поступить в ученики к великому джазовому гитаристу Джиму Холлу. В старших классах школы Чак два года ездил заниматься к Холлу в Нью-Йорк, а после школы поступил в бостонский колледж Бёркли, где проучился два года, до 1976 г., после чего оставил колледж и переехал в Нью-Йорк. Среди тех, с кем он работал на нью-йоркской джазовой сцене в 1970-е — барабанщик Чико Хэмилтон, саксофонист Джо Фаррелл, флейтист Хьюберт Лоуз… Но настоящий прорыв в мир большого джаза случился в 1979 г., когда 24-летнего Лоэба взял в свой ансамбль маститый саксофонист Стэн Гетц. Чак проработал у Гетца два года, интенсивно писал музыку для его коллектива и объездил с ним весь мир. Даже свою жену, испанскую вокалистку Кармен Куэста, от которой у музыканта родилось двое дочерей, Лоэб встретил Мадриде во время гастролей с Гетцем.

Чак Лоэб на фестивале North Sea Jazz, 2012, с барабанщиком Харви Мэйсоном (фото © Роберт Багдасаров для «Джаз.Ру»)
Чак Лоэб на фестивале North Sea Jazz, 2012, с барабанщиком Харви Мэйсоном (фото © Роберт Багдасаров для «Джаз.Ру»)

С 1981 по 1985 гг. Лоэб работал в Нью-Йорке как студийный гитарист, записываясь на альбомах других музыкантов, в музыке для рекламы, кино и телевидения. В эти годы он освоил нелёгкое ремесло продюсера, которое впоследствии стало кормить его ничуть не хуже, чем игра на гитаре.

В 1985 г. Чак Лоэб вошёл в состав фьюжн-группы Steps Ahead, творчество которой в значительной степени сформировало каноны звучания современного «гладкого» джаза 90-х (smooth jazz), при этом оставаясь креативным и ярким. Это и неудивительно: в те годы в Steps Ahead играли саксофонист Майкл Бреккер, вибрафонист Майк Маниери и участники только что распавшейся супергруппы, стоявшей у истоков всего направления фьюжн — Weather Report: басист Виктор Бэйли и барабанщик Питер Эрскин.

Сольную карьеру гитарист начал только в 1988 г., однако его ранние альбомы на небольших лейблах не пользовались особой известностью. Первый настоящий сольный успех Лоэба пришёл в 1996 г., когда он перешёл на лейбл Shanachie и выпустил альбом «The Music Inside», заглавная тема которого шесть недель возглавляла хит-парады «современного джаза» (smooth jazz). Всего Лоэб выпустил на этом лейбле семь сольных альбомов — до того, как в конце 2006 г. подписал контракт с одним из сильнейших лейблов «современного» джаза, Heads Up. Его первый альбом на этом лейбле, «Presence», вышел в 2007 г. С 2013 г. Лоэб вернулся на Shanachie, для которого записал ещё пять альбомов, последним из которых стал «Unspoken» (2016).

В 2010 г. Лоэб вошёл в состав ещё одной известнейшей группы смут-джаза — квартета Fourplay, в котором сменил Ларри Карлтона (а тот, в свою очередь, в 1997-м заменил участника самого первого состава, первопроходца смут-джазовой гитары Ли Ритенаура). Он продолжал записываться с группой вплоть до последнего на нынешний момент альбома «Форплэй» — «Silver» (Heads Up, 2015).

Чак Лоэб на фестивале North Sea Jazz, 2012 (фото © Роберт Багдасаров для «Джаз.Ру»)
Чак Лоэб на фестивале North Sea Jazz, 2012 (фото © Роберт Багдасаров для «Джаз.Ру»)

Чак Лоэб несколько раз приезжал в Россию. В 2003 г. «Джаз.Ру» писал о его выступлении в КЗ им. Чайковского с российской смут-джазовой группой «Транс-Атлантик» (см. Светлана Аввакумова «Чак Лоэб в Москве: эмоции и краски», 29.10.2003), а в 2008 Чак записывался в Москве с лидером «Транс-Атлантика» пианистом Сергеем Чипенко, выступил с собранной Сергеем супергруппой «гладкого джаза» в одном из тогдашних московских рок-клубов (см. «Полный Джаз 1.0» от 07.02.2008) и дал интервью нашему изданию, которая вышла в бумажной версии «Джаз.Ру» №2/2008 (№11).

Чак Лоэб (справа) на сцене одного из московских клубов (в центре саксофонист Эрик Мариенталь). Фото © Владимир Коробицын
Чак Лоэб (справа) на сцене одного из московских клубов (в центре саксофонист Эрик Мариенталь). Фото © Владимир Коробицын

Это был очередной выпуск нашей рубрики «Что слушаем», в которой известные музыканты рассказывали нашим читателям об альбомах, которые оказали на них влияние и которые они продолжают слушать.

В память о замечательном гитаристе делаем его рекомендации, которые до сих пор читала только аудитория бумажной версии, достоянием наших сетевых читателей.
ДАЛЕЕ: интервью Чака Лоэба журналу «Джаз.Ру» 

2008. ЧТО СЛУШАЕМ: ГИТАРИСТ ЧАК ЛОЭБ

Чак Лоэб в одной из московских студий, 2008 (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Чак Лоэб в одной из московских студий, 2008 (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

THE BEATLES — «Abbey Road». EMI/Apple, 1969

COVERПервый альбом, который мне хотелось бы рекомендовать, должен быть из самого начала моей жизни — что-то, что я слушал в юности. Конечно, это должен быть альбом The Beatles, ведь я большой поклонник «Битлз». А вот какой именно? Выбрать трудно, но, скорее всего, «Abbey Road». Там много разных стилей музыки, совершенно разных песен. Для меня очень важно, насколько хороши песни: я считаю, что качество песен — основа качества популярной музыки, в том числе и джаза. А на этом альбоме песни очень разнообразные, отлично сконструированные, каждая из них играет определённую роль в контексте альбома, даже если странновато звучит сама по себе. И, помимо всего прочего — этот альбом отлично спродюсирован. Там столько разных тембров, такое великолепное сведение и так замечательно использована сама студия — как инструмент создания музыки! Ну и, конечно, работа музыкантов отличная, они там здорово сыграли. Всё в сумме даёт прекрасный альбом.

WES MONTGOMERY & WYNTON KELLY TRIO — «Smokin’ At The Half Note». Verve, 1965 (CD reissue 1989)

COVERЭто был один из первых альбомов, убедивших меня в том, что мне надо стать джазовым гитаристом, а не, скажем, рок-гитаристом. Это концертный альбом, большая часть которого записана в нью-йоркском клубе Half Note квартетом гитариста Уэса Монтгомери (часть треков, правда, записана в студии). Сам Монтгомери, плюс Пол Чэмберс на контрабасе, Джимми Кобб на барабанах и Уинтон Келли на фортепиано — очень маленький состав, но как замечательно они работают с музыкальным пространством, насколько разнообразна музыка на альбоме, какой отличный свинг, как они потрясающе импровизируют! Там отличный грув и очень клёвые темы, и за счёт этого — кстати, именно поэтому я рекомендую этот альбом всем без исключения читателям вашего журнала — альбом одинаково хорошо воспринимается и музыкантами, и теми слушателями, которые сами не играют. Отличный пример того, как можно иметь замечательную технику игры, быть выдающимся импровизатором и при этом оставаться совершенно понятным любому слушателю. Это очень важный аспект для джазового альбома.

WEATHER REPORT — «Heavy Weather». Columbia, 1977

COVERЯ двигаюсь вперёд по хронологии своей жизни и вспоминаю альбом, который оказал очень сильное воздействие на меня: «Плохая погода» группы Weather Report. В этой работе есть элементы, которые я вспоминал и в связи с альбомом «Битлз», и в связи с записью Уэса Монтгомери: пять первоклассных джазовых музыкантов, импровизирующих на очень высоком уровне, при этом высокое качество продюсирования напоминает о поп-музыке, а мелодии хорошо запоминаются, при том что каждая пьеса полна нешаблонных музыкальных идей и энергии. Какие там замечательные пьесы — «Birdland», «Teen Town»… Три совершенно разных авторских стиля — клавишник Джо Завинул, саксофонист Уэйн Шортер и басист Джако Пасториус; и все три, перемешиваясь, дают большое стилистическое разнообразие.

PAT METHENY GROUP — «Letter From Home». Geffen, 1989

COVER«Письмо из дома» Пата Мэтини оказало на меня большое воздействие. Сам Пат — первоклассный гитарист, композитор и продюсер, а его группа в то время явно склонялась к world music. А самое главное, помимо всех этих рациональных моментов, его альбом очень трогает меня эмоционально (на самом деле, все его альбомы). В этом альбоме он достиг идеального сочетания глубоко эмоционального музицирования и очень тщательной продюсерской отделки записи.

BRAD MEHLDAU — «Songs: The Art of the Trio, Vol. 3». Warner Bros, 1998

 COVERГоворя о том, что я слушаю сейчас, я не могу не упомянуть пианиста Брэда Мэлдау. За многие, многие годы это первый музыкант, который просто поверг меня в изумление. Опять же, в нём сочетаются всё те же качества, которые я так высоко ценю: великолепная техника игры, глубокое знание гармонии, способность к смелой, рискованной импровизации — и в то же время можно поставить этот альбом молодому человеку, пожилому человеку, любому слушателю, который при этом сам не музыкант — например, я часто ставлю этот альбом своим дочерям — и слушать этот альбом просто для удовольствия, ничего не анализируя, просто воспринимая музыку как поток. В то же время любому музыканту, который будет слушать этот альбом, есть чему поучиться!

ВИДЕО: Чак Лоэб «Good To Go» — на фестивале «Джава Джаз» в Индонезии, 2009




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *