Андрей Макаревич и Владимир Тарасов покажут в Вильнюсе и Москве российско-литовский проект «Про…»

17 сентября во Дворце конгрессов в Вильнюсе (Литва) и 19 сентября в Центральном Доме художника (Москва) состоятся показы программы «Про…» — совместного проекта, в котором задействованы три московских музыканта — Андрей Макаревич, Евгений Борец, Сергей Хутас — и два вильнюсских: Владимир Тарасов и Людас Моцкунас.

Новоджазовый перкуссионист Владимир Тараcов:

— Я всегда из своего джазового «окна» наблюдал за тем, что делает Андрей Макаревич. Поэтому ни капли не сомневался, приняв участие в совместном проекте на фестивале «Литуаника» в Вильнюсе два года назад. Замечательный поэт и исполнитель с абсолютно правильным джазовым свингом и мышлением.

Рок-музыкант Андрей Макаревич:

— Владимира Тарасова я знаю очень много лет. Два года назад состоялся наш первый совместный эксперимент на фестивале «Литуаника». Сегодня в проекте «Про…» мы хотим соединить нашу музыку с моими стихами — теми, что предназначаются для чтения. Проект получился интернациональный — [пианист] Евгений Борец и [контрабасист] Сергей Хутас из Москвы, Владимир Тарасов и [саксофонист] Людас Моцкунас — из Вильнюса. И, я надеюсь, интересный.

Владимир Тарасов и Андрей Макаревич (2015)
Владимир Тарасов и Андрей Макаревич (2015)

Когда в начале XXI века лидер «Машины Времени» увлекся джазовой музыкой, никто в него особенно не верил. Сложно даже сказать, верил ли он в этот момент сам в себя: хорошо заходить на чужую поляну и начинать там все сначала в возрасте двадцати лет, а каково это, когда тебе под пятьдесят? Но появился «Оркестр Креольского Танго», потом «Джазовые трансформации», «L.O.V.E. — Песни про любовь», Yiddish Jazz, Your 5, проект с петербургским музыкантом Ильдаром Казахановым — и постепенно усмешки «эстетов» стали исчезать, приглашений из серьёзных залов и с уважаемых фестивалей становилось всё больше, а сами эти залы заполнялись всё плотнее. Теперь у Андрея Макаревича — собственный джазовый Jam Club в центре Москвы, где музыкант проводит все свободное время. В клубе проходит по паре концертов каждый вечер семь дней в неделю, а по выходным ансамбли выступают ещё и днем. Причем сам хозяин запросто может взять в руки гитару и присоединиться к общему джему. «Оркестр Креольского Танго» пока положен на полку, но все остальные проекты выходят на сцену с разной регулярностью, гастролируют, собирают полные залы, многие записываются… Вроде бы пора расслабиться и начать тиражировать то, что уже сделано. Но тогда это был бы не Макаревич.

И здесь начинается новая история.

Началась она, на самом деле, два года назад на фестивале Lituanika, где Макаревич неожиданно для всех выступил вместе с трио Владимира Тарасова. Да, того самого — из легендарного трио Ганелин-Тарасов-Чекасин, легенды мировой импровизационной музыки. В восьмидесятые годы даже знатоки фри-джаза не понимали, как такое можно придумать и сыграть (и дважды не понимали, как такое можно придумать и сыграть в СССР). Тарасов извлекал из своих барабанов звуки, которые, казалось бы, в принципе нельзя из них извлечь. Но дело было даже не в технике, а в том, как он думал и как слышал партнеров. Вот уже 50 лет из своих 70 Тарасов живет в Вильнюсе, в последние годы круг его интересов расширился — теперь он и режиссёр, и автор видеоинсталляций. Его постоянный музыкальный партнёр саксофонист Людас Моцкунас прошел школу Владимира Чекасина — то есть уже двое участников нового проекта предпочитают радикальные эксперименты в музыке. Макаревич, Борец и Хутас в составе всех своих проектов играли что-то поспокойнее, но, видимо, теперь и им захотелось вызова — испытать и себя, и слушателей. На «Литуанике» все прошло довольно чинно, запись есть на YouTube — обе стороны только присматривались друг к другу. Теперь чинно не будет.

Например, Макаревич на этом концерте не собирается петь. Он играет на гитаре и читает свои стихи, подбирая их под то, что происходит на сцене. Никакого расслабления под знакомые с детства мотивы: вместо этого сплошная спонтанность, диалог пяти инструментов, который существует здесь и сейчас и исчезает в момент окончания звука. И всё это — под острые, точные, горькие стихи.

Это не будет легко слушать. Но это будет интересно.
ДАЛЕЕ: контактная информация, билеты, ВИДЕО 

Программа «ПРО…». 17 сентября — Вильнюс, Дворец Конгрессов (билеты онлайн); 19 сентября — Москва, Центральный Дом художника (20:00, 1000 ₽ — 3000 ₽ — купить билеты онлайн; Крымский Вал, 10, м. Октябрьская, тел. +7(499)238-9634)
ВИДЕО: выступление на «Литуанике-2015»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *