Репортаж «Джаз.Ру». Сибиу, Румыния. Глаза и уши: Sibiu Jazz Festival 2018

Лидия Панкратова LP

«Глаза Сибиу действительно впечатляют, а теперь проверим, какие у Сибиу уши», сказал французский пианист Жан-Мари Машадо (Jean-Marie Machado), обращаясь к зрителям в самом начале своего выступления. В тот вечер он играл с аккордеонистом Дидье Итурсарри (Didier Ithursarry): дуэт импровизировал на темы Телониуса Монка и португальского фаду, проверял зал на знание Шопена и восприимчивость к нестандартным гармониям. Под «глазами Сибиу» Машадо имел в виду знаменитые окошки с мансардами в форме глаз: гуляешь по площади или смотришь на заснеженные горы вдалеке, а за тобой словно наблюдают тысячи глаз, оборудованных прямо в черепичных крышах этого средневекового города.

Глаза-окна в городе Сибиу, Румыния. Фото: Алексей Воринов
Глаза-окна в городе Сибиу, Румыния. Фото: Алексей Воринов

Джазовый фестиваль в румынском городе Сибиу проводится с 1974 года, и это один из старейших фестивалей в стране. Сначала его проводили в городе Плоешти, который расположен ближе к Бухаресту, на пересечении путей из Молдовы в Трансильванию. Но джаз-клуб Плоешти переехал в Сибиу, где на тот момент партийной ячейкой руководил Нику Чаушеску, сын диктатора Николае Чаушеску. Несмотря на свои демонические родственные связи, Нику любил джаз, поэтому не только не препятствовал творческой инициативе, но и всячески ее поддерживал, в том числе финансово. Коммунистическая цензура разрешила приглашать зарубежных музыкантов, но только чтобы в их музыке не было вокальных партий, чтобы лишить местное население возможной политической агитации с Запада. По свидетельствам Константина Шмидта, многолетнего арт-директора джазового фестиваля в Сибиу, в 70-е публика воспринимала вечера настоящего джаза как глоток свободы — эдакий Вудсток у Фэгэрашского хребта, то есть в самой высокой части Карпатских гор. Здесь выступали звёзды и джаза румынского (Джонни Рэдукану, Мариус Попп, Аура Урзичану, Дан Мындрилэ), и джаза мирового (Ди Ди Бриджуотер, Чико Фриман, Майкл Бреккер, Альберт Мангельсдорф и другие).

Sibiu
Sibiu

В 2007 году Сибиу был избран «культурной столицей Европы» (этот статус каждый из городов-претендентов, добившихся такой чести, получает на один год. — Ред.). В тот год на фестиваль приехал сам Арчи Шепп, и с тех пор город преобразился. Как сказал в поезде Бухарест-Сибиу наш симпатичный попутчик, местный житель и большой патриот Кристи, город Сибиу отличается качеством туристов: каждые выходные здесь проводится то театральный марафон, то кинофестиваль, то какое-то еще культурное событие, которое привлекает людей совсем иного свойства, чем на Ибицу или пляжи Анталии. Поэтому все четыре дня фестиваля с его разнообразной программой — от бопа до интеллигентной электроники — прошли при полных залах, овациях, а иногда и танцах до упада под ритмы летнего фанка от французской формации Nojazz. В составе группы всего пять человек (клавиши, барабаны, саксофон, труба и вокал), которые звучат при этом как целый оркестр. Вы не ослышались: баса нет, то есть это фанк, соул, джаз и не-джаз совсем без басовой партии. Коллектив Nojazz сотрудничал с легендарной фанк-группой Earth, Wind & Fire, а на их последнем альбоме «Soul Stimulation» в качестве почетного гостя появляется сам Стиви Уондер, без которого такой музыки бы не существовало вовсе. Кстати, на вопрос, джаз ли это, сложно ответить однозначное «нет», потому что импровизации духовой секции можно было бы принять за вкрапления эстетики фри-джаза — благо, этих ребят спасает чувство юмора и театральные костюмы.

Группа Nojazz, Франция. Фото: Алексей Воринов
Группа Nojazz, Франция. Фото: Алексей Воринов

Фанк — это как фьюжн, или, как говорит саксофонист Рудреш Махантхаппа, f-word, словечко на букву «ф» (на эту букву в английском языке начинается самое распространённое грубое ругательство, поэтому термин «f-word» можно перевести как «неприличное слово» — Ред.). Вот и оркестр из испанского города Гранады Befunkbop играет смесь фанка, африканских и латиноамериканских мелодий — и все это в формате уличного парада, как в старом Новом Орлеане. Каждый день фестиваля, в преддверии вечерних концертов, этот брасс-бэнд устраивал на улицах и площадях Сибиу маленький, но громкий праздник для тех, кто приехал не только за джазом.

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа с джаз-фестиваля в Сибиу 

Испания была представлена еще одной симпатичной группой из Валенсии, NES, по имени ее лидера, певицы и виолончелистки франко-алжирского происхождения Несрин Бельмох. Молодое трио рассказывает лирические истории на нескольких языках и не боится исполнять такие известные мелодии, как «Summertime» или «La Vie En Rose», удивляя неожиданными аранжировками и очаровывая зрителя-слушателя пронзительной искренностью.

Группа NES, Испания. Фото: Алексей Воринов
Группа NES, Испания. Фото: Алексей Воринов

Важную роль в программе фестиваля играет Sibiu Jazz Meeting — событие, премьера которого случилась в прошлом году (тогда проект назывался Romanian Jazz Meeting). Его цель — продвижение румынского джаза в стране и за рубежом. В рамках Sibiu Jazz Meeting можно услышать как молодые группы, записавшие по одному альбому (как, например, фьюжн-проект KriSPER), так и опытных музыкантов, вроде пианиста Сорина Злата (Sorin Zlat), выступавшего в нью-йоркском клубе Birdland. Квартет Сорина Злата играет хардбоп в духе трио Маккоя Тайнера, перемежая его темами из румынского фольклора в исполнении жены Злата, певицы Михаэлы Алексы (Mihaela Alexa). Еще одна любопытная румынская группа — это JazzyBit, которая за вечер до фестиваля играла в Праге, а в июне поедет в Лондон. Музыканты выступают в составе трио из клавиш (Теодор Поп), бас-гитары (Михай Молдовяну) и барабанов (Сабо Чонгор-Жолт). Их звучание сравнивают с E.S.T. — трио Эсбьёрна Свенссона, сами же они описывают свою музыку как loud jazz, громкий джаз; и пусть они играют не громче шведов, но явно не скучнее.

Коллектив KriSPER, Румыния. Фото: Алексей Воринов
Коллектив KriSPER, Румыния. Фото: Алексей Воринов

Ансамбль мультиинструменталиста Вали Богяна из соседней Республики Молдова показал, как сочетать легкие танцевальные темы с этническим джазом, о котором бэндлидер Валентин Богян (Valentin Boghean) знает немало: несколько лет он играл в образцовой этно-джаз-группе, молдавском ансамбле «Тригон». Впрочем, для очень многих людей именно «народный колорит» и придает джазу смысл: национальные мотивы не только знакомят слушателя с музыкальными традициями страны, но и прибавляют к жанру модный эпитет «мультикультурный».

Таким и было трио, в котором саксофонист Ян Галега Брённиманн (Jan Galega Brönnimann), исполнитель на африканском национальном инструменте «кора» Мусса Сиссохо (Moussa Cissokho) и перкуссионист Омри Хасон объединили культуры германоязычных земель, Африки — Брённиман родился в Камеруне, живёт в Швейцарии; Сиссохо родился в Сенегале, живёт в Австрии — и Израиля. «Мультикультурным» оказался и сольный концерт мексиканского пианиста Алекса Меркадо, который то играл блюз или свою вариацию на танго «Oblivion» Пьяццоллы, то вдруг изумлял местных жителей знанием румынского языка.

В списке артистов фестиваля можно встретить немало состоявшихся на европейской и мировой сцене музыкантов — таких, как басист Пол Беларди (Pol Belardi), скрипач Лука Кьярла (Luca Ciarla) или тенор-саксофонист Рик Маргитца (Rick Margitza), который в Сибиу выступал со швейцарским фортепианным трио Vein, а на протяжении своей карьеры был замечен в сотрудничестве с Флорой Пурим, Бобби Хатчерсоном, Стэнли Коуэллом и даже Майлзом Дэйвисом. Но помимо этого джазовый фестиваль в Сибиу открывает и новые имена. Каждый год, начиная с 1979, проводится Sibiu Jazz Competition — международный конкурс молодых исполнителей, которые получают возможность выступить в мае на фестивальной сцене. Так, мы услышали квинтет венгерского барабанщика Балажа Балога (Balázs Balogh) — в 2016 этот коллектив был назван лучшей группой конкурса. Тенор-саксофон в духе Харольда Лэнда, фортепиано, гитара, контрабас и полиритмия на барабанах — все это вместе дает крепкий хардбоп с элементами джаз-рока и местами даже фри-джаза. Свой первый альбом на немецком лейбле Unit Records, специализирующемся на джазе, современной классике и электронике, музыканты назвали «Borderline Inspirations» («Вдохновение границ»), и это границы в буквальном смысле слова, ведь участники квинтета — выходцы из нескольких стран: Австрия, Венгрия, Черногория, Хорватия, Италия. Правда, на пластинке звучит флейта, но на фестивале ребята выступали без флейтиста.

Квинтет Балажа Балога (Balazs Balogh Quintet), Венгрия. Фото: Алексей Воринов
Квинтет Балажа Балога (Balazs Balogh Quintet), Венгрия. Фото: Алексей Воринов

Дуэт Машадо-Итурсэрри играл последним. Баски, Марокко, португальские мелодии, классика и абстракция — все смешалось в едином вихре. Как и ожидал пианист, уши Сибиу не подвели. Не подвели ни приглашенные музыканты, ни цветущие липы, ни романтичные улицы с флажками и афишами фестиваля, которым этот город может по праву гордиться.

Жан-Мари Машадо и Дидье Итурсэрри, Франция. Фото: Алексей Воринов
Жан-Мари Машадо и Дидье Итурсэрри, Франция. Фото: Алексей Воринов




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *