Интервью «Джаз.Ру»: саксофонист-новатор Дерек Браун вновь отправляется в тур по России

Юрий Льноградский,
зам. главного редактора «Джаз.Ру»
YL

anonsС 1 по 24 ноября по России будет гастролировать Дерек Браун (Derek Brown) – саксофонист-новатор из Чикаго, чей первый приезд в нашу страну состоялся совсем недавно, в марте. Тогда Браун дал «Джаз.Ру» предварившее тур большое интервью, однако второй за полгода тур в два с лишним десятка концертов — достижение, что и говорить, достаточно заметное, чтобы задать артисту несколько новых вопросов.

Derek Brown

Для начала — неизбежное представление музыканта. Дерек стремительно приобретает известность в мире со своим проектом BEATBoX SAX (именно так сам он пишет это название), в рамках которого он выступает в одиночку и не пользуется какой бы то ни было процессорной электроникой и фонограммами. В своих шоу Браун объединяет диаметрально противоположные составляющие — как в содержательной, так и в технической их части. С одной стороны, в его репертуаре – смесь из джазовых стандартов, классических произведений, хитов рок- и поп-музыки (вплоть до Джастина Бибера!) и авторских пьес. С другой стороны – он в состоянии совмещать игру на саксофоне, пение и специфический битбокс, который именно использованием саксофона отличает Брауна от множества «обычных» битбоксеров. Многие звуковые эффекты, которые он использует, в принципе невозможны для человеческого горла самого по себе.

Дерек живёт в Чикаго, активно гастролирует и имеет именные контракты на обеспечение со стороны ведущих производителей инструментов и оборудования (Legere Reeds, JodyJazz, P.Mauriat, BG, AKG). Собственный канал на Youtube принёс Брауну известность, о которой могут только мечтать многие «нормальные» джазмены: сегодня у него десятки тысяч подписчиков и миллионы просмотров, а найденные им решения изучаются и тиражируются студентами.

В первом российском туре Браун выступил на двадцати трёх сценах городов от Калининграда до Хабаровска. Как и положено, гастроли эти породили множество совершенно невообразимых историй. Особо выделяются среди них три концерта на Дальнем Востоке, за которые местный организатор Антон Кладницкий попросту решил не расплачиваться — хотя, справедливости ради, это стало проблемой не для самого Брауна, а для приглашавшей его в Россию продюсерской компании. Как бы то ни было, поездка была крайне успешной во всех творческих и персональных смыслах, а волна интереса к артисту стала причиной заинтересованности в нём фестиваля «Джазовая Провинция» — который, собственно, и спровоцировал идею возвращения Дерека уже через полгода.

ДАЛЕЕ: интервью Дерека Брауна, видео, полное расписание концертного тура по России в ноябре 2017 г.

ВИДЕО: Derek Brown, «Pochemuchka»

В преддверии второго российского тура, включающего два с лишним десятка концертов на территории на сей раз от Калининграда до Кызыла и от Туапсе до Абакана, Браун дал интервью «Джаз.Ру».

Итак, в России ты уже был. Можно ли как-то суммировать этот опыт?

— Мой первый приезд в Россию в марте был по-настоящему классным. На тот момент это был вообще самый длинный тур в моей карьере (23 концерта за 24 дня!), но он был ещё и самым результативным в смысле отклика от аудитории. Я всегда получал большое удовольствие от знакомства с новыми для себя культурами, но всё равно на фоне всех этих стереотипов о русских и американцах (большинство из которых, разумеется, полная чушь) было как-то особенно здорово понять, насколько дружелюбными могут быть ваши люди. Вопреки этой вашей погоде, о которой я ничего хорошего не скажу, уж извините.

Ну и потом, я посмотрел на себя самого новыми глазами – «ух ты, 23 концерта за 24 дня, так я же наверняка могу и ещё жёстче». И вот теперь я делаю 24 выступления за тот же срок, да даже больше, если посчитать все мастер-классы. Звучит довольно безумно, но Россия – хорошая страна для таких вот безумных проектов.

Обычно, когда я в туре, я много общаюсь с местными саксофонистами, которые в той или иной степени в восторге от моей музыки и приёмов. В России же было приятно то, что куда больше было позитивной реакции от нормальной публики – от тех, кто сам не играет. И большинство залов было наполнено очень достойно. Я всегда говорю, что раз играть в любом месте, где меня готовы слушать – и это означает в данном случае, что я буду (надеюсь) вновь и вновь возвращаться в Россию…

В российских выступлениях было что-то такое, что изменило твои взгляды на исполнение музыки, поведение на сцене, принципы работы с аудиторией?

— Я всегда стараюсь выучить несколько слов на языке той территории, где выступаю. Зная, что в России я буду долго, я выучил несколько фраз заранее и даже разучил кое-какую русскую музыку. И вот что я действительно понял во время этих концертов – это то, насколько публика благодарна за твои усилия как-то разобраться в её культуре.

Derek Brown
Зарисовка, сделанная в марте 2017 года посетительницей концерта в Красноярске

В этом туре некоторые твои выступления пройдут в рамках фестиваля «Джазовая Провинция», и времени на сцене у тебя будет много меньше, чем в обычных сольных концертах. Как это влияет на программу?

— Когда я играю стандартные большие концерты, то всегда себя несколько притормаживаю. Достаточно много времени резервирую на то, чтобы между отдельными пьесами установить контакт с аудиторией, рассказываю какие-то истории о себе самом или о музыке, которую исполняю. И я обязательно продумываю режиссуру всего концерта в целом – как его выстроить, как нарастить напряжение, как его разрешить, как расцветить происходящее сюрпризами, шутками, стилистическим разнообразием. Стандартные для меня 90 минут – это на самом деле много для сольного концерта, но я рискну сказать, что мне вроде бы хватает ресурсов для того, чтобы вытягивать его за счёт всего упомянутого. А на более коротких фестивальных выступлениях я трачу куда меньше времени на разговоры, стараюсь уместить как можно больше разнообразия в отведённое время.

В этот приезд у тебя ещё и куда более насыщенная программа мастер-классов – целых шесть (в Воронеже, Орле, Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге и Кызыле). Их проведение вновь будет бесплатным для публики благодаря поддержке твоих спонсоров-производителей – тростей Legere, саксофонов P.Mauriat, мундштуков JodyJazz. И по мастер-классу во время первого твоего приезда сложилось впечатление, что такая бесплатность провоцирует появление аудитории, которой интереснее просто смотреть и слушать, но не взаимодействовать с тобой на профессиональном уровне. Есть ли что-то такое, что следовало бы знать потенциальным посетителям мастер-классов и что могло бы сделать эти мастер-классы более полезными для них?

— То, что следовало бы сказать для грамотной подготовки, не универсально – это в конечном счёте полностью зависит от уровня музыкантов, которые присутствуют на конкретном занятии. Но вне зависимости от их уровня я всегда считаю своей главной задачей как-то раскачать их желание творить самостоятельно. Я надеюсь, что смогу спровоцировать людей на новый взгляд на свою собственную игру, на попытки поиска новых способов игры на инструменте и на переосмысление своей музыки. Им не надо, разумеется, просто повторять то, что буду делать я, но, надеюсь, они задумаются, что что-то из показанного мной вполне применимо в их собственном творчестве, что им теперь доступен ещё один новый инструмент для того, чтобы вести свой собственный рассказ.

Я провожу довольно много мастер-классов. Иногда слушатели приходят со своими инструментами, и мы действительно плотно работаем именно по моей технике звукоизвлечения. А иногда люди просто слушают мои рассказы и мы дискутируем о музыке в целом. В любом случае, обычно получается здорово…

Будет ли что-то новое в программе для тех, кто пойдёт на твой концерт второй раз за прошедшие полгода?

— Ну, во-первых, я очень надеюсь, что такие слушатели будут. И на самом деле в соцсетях много отзывов от тех, кто был на концерте полгода назад и обещает прийти сейчас, это здорово… С марта я очень плотно работал над новым материалом, и я его буду, разумеется, показывать. Одним из самых заметных пополнений в моём чисто техническом арсенале стало, например, использование ноги. Некоторые говорили, что я и так уже перегружаю себя чисто физиологически, соединяя в одной игре игру на саксофоне, пение, битбокс, различные перкуссионные приёмы. Но тут я подумал: а ведь ноги-то я не использую, хотя было бы очень недурно добавить в общую палитру низких ударных звуков, наподобие бочки ударной установки. Так почему бы не попробовать потопать всерьёз и осознанно, а не просто инстинктивно, как мы все это делаем время от времени? Так что те, кто меня уже видел, теперь однозначно заметят ещё больше физической активности на сцене (и давайте надеяться, что не заметят дополнительного пота, ею вызванного).

Ну и, разумеется, будут не только новые шутки и топот, но и несколько новых композиций.

Вот к слову о новых песнях: в твоём репертуаре появилась одна с русским названием…

— Ага. Это одна из моих любимых пьес, и я её назвал «Pochemuchka». Вообще, когда я куда-то еду, я обязательно стараюсь выучить какие-нибудь случайные и интересные местные слова. В Германии в последний раз я обогатил свой словать словом «Geschwindigkeitsbeschrängkung». Двадцать девять букв! Это означает «ограничение скорости»… Так вот, проведя в России почти весь прошлый март, я тоже много чего выучил. И моим любимым стало слово «почемучка»: когда я был маленьким, то задавал очень много вопросов. На самом деле я и сейчас задаю много вопросов. Так что «почемучка» — это я сам, и в прошлом, и сейчас. Я на самом деле считаю, что именно вот это желание постоянно что-то узнавать и делает меня с годами лучше и придаёт моей музыке что-то оригинальное. Так что как-то вот так…

А что вообще произошло за последние полгода?

— С огромной гордостью упомяну о том, что мне выпала честь записать в Нэшвилле несколько дуэтов с одним из моих любимых саксофонистов, Джеффом Коффином. Он играл с одной из самых интересных для меня групп всех времён и народов (Bela Fleck and the Flecktones), а сейчас играет в Dave Matthews Band. Джефф разобрал пару моих композиций, и мы очень здорово провели время, импровизируя в по-настоящему хорошей студии. Кроме того, это стало моей первой записью на баритон-саксофоне. В общем, здорово было.

ВИДЕО: Derek Brown and Jeff Coffin, «The Jackalope»

Ещё я недурно поездил за эти полгода – был в Бразилии, Германии, Швейцарии, Израиле, а сразу после окончания этого второго тура в Россию поеду в Дубай и Японию. Судя по всему, отсыпаться я буду уже в 2018-м…

Ну и, наконец, появилось ли что-то новое в твоём впечатляющем арсенале технических приёмов?

— Я теперь могу играть на четырёх саксофонах одновременно. Сидя на одноколёсном велосипеде. И жонглируя работающими бензопилами. И одновременно пью водку. (смеётся) Вы же что-то такое хотели услышать, да? На самом деле я просто научился ещё и топать в такт. Но приходите на концерты – и посмотрим, так ли это мало.

Официальный сайт Дерека Брауна: derekbrownsax.com

Derek Brown

Расписание второго российского тура Дерека Брауна:

  • 1 ноября: Краснодар, Wilson Pub (ул. Горького), 21:00
  • 2 ноября: (мастер-класс) Воронеж, Музучилище (пр. Революции, 41), 15:00 (в рамках фестиваля «Джазовая Провинция»)
  • 2 ноября: Воронеж, книжный клуб «Петровский» (ул. 20 лет ВЛКСМ, 24а), 19:00 (в рамках фестиваля «Джазовая Провинция»)
  • 3 ноября: Липецк, ОЦКНТ (ул. Космонавтов, 54а), 19:00 (в рамках фестиваля «Джазовая Провинция»)
  • 4 ноября: Белгород, Филармония (ул. Белгородского Полка, 56а), 19:00 (в рамках фестиваля «Джазовая Провинция»)
  • 5 ноября: Курск, Филармония (ул. Перекальского, 1), 19:00 (в рамках фестиваля «Джазовая Провинция»)
  • 6 ноября: Воронеж, Филармония (пл. Ленина, 11а), 18:00 (в рамках фестиваля «Джазовая Провинция»)
  • 7 ноября: (мастер-класс) Орёл, Музучилище (пл. Мира, 9), 15:00 (в рамках фестиваля «Джазовая Провинция»)
  • 7 ноября: Орёл, Драмтеатр им. Тургенева (ул. Ленина, 2), 19:00 (в рамках фестиваля «Джазовая Провинция»)
  • 8 ноября: Москва, Еврейский культурный центр им. Ральфа Гольдмана на Никитской (ул. Большая Никитская, 47, стр.2), 20:00
    Концерт состоится в рамках цикла Михаила Митропольского «Импровизация нового века». Билет 600 ₽, для студентов и пенсионеров скидка 30%. Билеты онлайн или в кассе ЕКЦ (Б. Никитская, 47, стр. 2, м. Краснопресненская / Баррикадная, тел. (495)787-45-60, (495)787-45-67)
  • 9 ноября: Туапсе, ДК Нефтяников (ул. Сочинская, 48), 19:00. Билеты онлайн
  • 10 ноября: Сочи, Красная Поляна, ОКЦ «Галактика» (Эсто-Садок, ул. Ачипсинская, 12), 19:00. Билеты онлайн
  • 11 ноября: Калининград, «У Гашека» (Ленинский пр., 1), 18:30
  • 12 ноября: Егорьевск, «Бережки-Холл» (Касимовское шоссе, 45а), 20:30. Билеты онлайн
  • 13 ноября: (мастер-класс) Нижний Новгород, Музыкальный колледж им. Балакирева (ул. Бекетова, 5в), 15:30
  • 14 ноября: Нижний Новгород, Старый актовый зал ННГУ (ул. Большая Покровская, 37), 18:30
  • 15 ноября: Дзержинск, ДМШ им. Скрябина (ул. Кирова, 15), 18:30
  • 16 ноября: Санкт-Петербург, Fish Fabrique Nouvelle (Лиговский пр. 53), 20:00
  • 17 ноября: (мастер-класс) Санкт-Петербург, Джаз-филармония (Загородный пр., 27), 13:00
  • 18 ноября: Крутово, Петушинский район, Владимирская обл., АТК «Богдарня», 19:00. Билеты онлайн
  • 19 ноября: Москва, клуб Игоря Бутмана (ул. В.Радищевская, 21), 20:30
  • 20 ноября: (мастер-класс) Москва, Химки, МГИК (ул. Библиотечная, 7), 15:00
  • 21 ноября: (мастер-класс) Кызыл, Колледж искусств (ул. Ленина, 2), 15:00
  • 22 ноября: Кызыл, Национальный театр (ул, Ленина, 35), 18:30
  • 23 ноября: Абакан, Хакасская Филармония (ул. Ленина, 76), 18:30
  • 24 ноября: Красноярск, «Студия Дождя» (о. Отдыха, 11г), 19:00

ВИДЕО: Derek Brown, приглашение на концерты второго российского тура

ОРГАНИЗАТОРЫ ГАСТРОЛЕЙ (справки, комментарии): Отдел Культуры




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *